Дональд Трамп отменил переговоры с талибами. Это решение приведет к резкому обострению и без того крайне сложной обстановки в этой многострадальной стране.
Президент Трамп совершил очередной поворот на 180 градусов. Нет, американский лидер не отказался от выполнения своего предвыборного обещания закончить войну в Афганистане, которая длится почти 18 лет и которую многие американцы уже называют «вечной». Естественно, он не мог отказаться от обещания вывести из Афганистана американские войска, которых сейчас там насчитывается порядка 14 тыс. человек. Во-первых, Афганистану Трамп уделял повышенное внимание с первого дня своего пребывания в Белом доме, а во-вторых, через год в Америке президентские выборы, в которых мистер Трамп собирается не только участвовать, но и очень хочет победить. Естественно, слава миротворца, спасшего жизни десятков, если не сотен американских солдат, и окончившего самую длительную войну в истории США, сделает его главным фаворитом предстоящих выборов.
О том, что в минувшее воскресенье в Кэмп-Дэвиде должно было быть подписано соглашение об окончании войны в Афганистане, американцы, включая подавляющее большинство сотрудников администрации и Государственного департамента, узнали из трамповских твитов. К тому, что важнейшие государственные новости при Трампе страна узнает из Twitter, все в США уже давно привыкли. Однако простые американцы и особенно многочисленные помощники президента очень сильно удивились, узнав в воскресенье утром, что в этот день (8 сентября) в президентской резиденции в Кэмп-Довиде должны были состояться две важные встречи Трампа: с руководством движения «Талибан», запрещенного в России, и с президентом Афганистана Ашрафом Гани. Причем, на первой предполагалось подписание соглашения об окончании вечной войны в Афганистане.
Встречи должны были состояться, но не состоялись, потому что Дональд Трамп их отменил. Формально причина отмены выглядит вполне логично. Конечно, американский президент не мог сидеть за столом переговоров с людьми, которые пусть и не своими руками за два дня до этого убили американского военнослужащего.
Речь идет о теракте в четверг вечером в кабульском районе Шаш Дарак, где располагается штаб-квартира НАТО. Смертник взорвал начиненную взрывчаткой машины. В результате взрыва погибли как минимум десять афганцев и двое военнослужащих натовских сил – американец и румын. Кстати, погибший - сержант Элис Баррето Ортис стал 16-й жертвой афганской войны в этом году
Правда, не все, особенно в Афганистане, согласны с официальной версией отмены встречи. Она, конечно, звучит убедительно, но не является единственной и, не исключено, главной.
Большой проблемой, осложнявшей переговоры, которые шли последний год в Дохе между спецпредставителем США по мирному урегулированию в Афганистане Залмаем Халилзадом и делегацией талибов во главе с муллой Абдул Гани Барадаром, было упорное нежелание талибов вести переговоры с правительством Гани, которое признает все мировое сообщество. Талибы, однако, правительство Гани так же, как правительство Хамида Карзая до этого, не признают и считают их западными марионетками. Однако мирное соглашение, заключенное с одними талибами, естественно, сильно проигрывает в значимости соглашению, под которым, кроме подписей Халилзада и Барадара, стояла бы еще и подпись представителя Гани.
Кабульские власти очень сильно обижались, в первую очередь, на Вашингтон за то, что их не приглашают на мирные переговоры. Однако все настойчивые попытки Халилзада и других американских чиновников усадить талибов за стол переговоров с правительством Гани наталкивались на яростное сопротивление «Талибана». Поэтому, приглашая талибов и Ашрафа Гани в Кэмп-Дэвид, американский посол в Кабуле и Залмай Халилзад не сказали афганцам о том, что переговоры в президентской резиденции будут трехсторонними.
Трамп, очевидно, надеялся, что в последний момент руководство талибов, преодолев тысячи миль, смирится с неизбежным и согласится встретиться с Гани, но он также понял позднее, что сделать это едва ли удастся, потому что талибы, заподозрив ловушку, еще раз категорично и публично подчеркнули, что едут в Кэмп-Дэвид исключительно ради встречи с Дональдом Трампом и больше ни с кем и что они едут для того, чтобы официально подписать соглашение об окончании войны, согласованное 1 сентября в Дохе Халилзадом и Барадаром. По этому соглашению Вашингтон обязался в течение 16 месяцев вывести из Афганистана все американские войска, причем, почти треть контингента, а именно, 5,4 тыс. человек, должна была вернуться домой еще раньше, в течение 4,5 месяцев после подписания соглашения. Талибы, со своей стороны, обещали снизить накал борьбы с правительственными войсками и в конце концов прекратить и гражданскую войну, а также не пускать на контролируемую ими территорию террористические организации. Речь шла, в первую очередь о запрещенной в России «Аль-Каиде», которая организовывала и готовилась к терактам в сентябре 2001 года на территории Афганистана.
Осознание того факта, что талибы скорее откажутся подписывать мирное соглашение, чем сядут за стол переговоров с президентом Гани, сыграло явно не последнюю роль в отмене Дональдом Трампом кэмп-дэвидских посиделок…
И американцы, и талибы считают, что еще не все потеряно, но «юбилейный» десятый раунд переговоров состоится не ранее, чем через несколько месяцев, если вообще состоится. Вашингтон и талибы обвиняют друг друга в срыве подписания мирного соглашения, но все же надеются на продолжение диалога.
Предсказать, что будет дальше, трудно. Особенно с учетом импульсивных действий, которые нередко совершают обе стороны. В одном сходятся все: многострадальный Афганистан ждут три очень бурные и, к сожалению, не исключено, кровавые недели, оставшиеся до выборов президента, которые назначены на 28 сентября. Гани на них является очевидным фаворитом. Однако талибы категорически возражают против президентских выборов и намерены сорвать их при помощи насилия. По мере приближения даты выборов нарастает и кампания террора, которую они проводят с целью сорвать их.
Однако даже если удастся подписать мирное соглашение, то мира в Афганистане все равно не будет. Дело в том, что на переговорах в Дохе речь шла только об «Аль-Каиде» и ни слова не было сказано о запрещенном в России «Исламском государстве». Между тем, оно прочно закрепилось после разгрома в Сирии и Ираке на территории Афганистана и воюет там как с правительственными войсками, так и с талибами.
Силы ИГ постоянно растут. Сейчас они насчитывают 2,5 – 4 тысячи бойцов террористической организации «Хорасан», присягнувшей на верность «Исламскому государству». Очевидно, что джихадисты планируют воспользоваться Афганистаном как плацдармом для восстановления сил и организации нападений и терактов. К сожалению, ни кабульские власти, ни талибы не горят желанием, да и не имеют достаточно сил для того, чтобы разгромить ИГ и на территории Афганистана. Трудно сказать, хватит ли у них сил для войны с ИГ даже в случае объединения сил, каким бы невероятным ни казался такой союз.
Ответить на вопрос, что будет делать Дональд Трамп в Афганистане дальше, очень трудно, если вообще возможно, потому что, не исключено, что этого не знает еще и сам американский президент. Трамп, правда, грозно всех предупредил, что США могут пойти на «определенные шаги» для окончания войны и что они могут стоить миллионы жизней, хотя он и не хочет прибегать к сильнодействующим мерам. Однако, что это за шаги, президент США рассказывать не стал. Вполне возможно потому, что и сам этого не знает.
Понравилась статья? - подпишись на наш канал, чтобы не пропустить новые публикации и не забудь про лайк.