Найти тему
TankNet

Малоизвестные проекты танка Т-34.

Т-34 бесспорно культовая машина, известная во всем мире. Как и любой другой танк тридцатьчетверка за все время эксплуатации много раз модернизировалась и улучшалась. В этой статье собраны 4 модификации, которые по тем или иным причинам либо не были построены в металле либо не пошли в серийное производство.

Т-34М.

Деревянный макет Т-34М.
Деревянный макет Т-34М.

Данный проект разрабатывался в 1941 году и представлял собой глубокую модернизацию Т-34. Новый танк должен был устранить все недостатки серийной машины, а также превзойти её в бронировании, вооружении и подвижности. Некоторое влияние на Т-34М оказал немецкий средний танк Pz Kpfw III, два образца которого проходили сравнительные испытания в СССР летом 1940 года. Ходовая часть, как и на немецком аналоге должна была состоять из шести опорных катков небольшого диаметра с торсионной подвеской, что обеспечивало бы лучшую плавность хода. Для улучшения обзорности на Т-34М должна была ставится командирская башенка и призматические оптические приборы наблюдения для экипажа. Еще одной схожестью с немецкой "тройкой" должна была быть трехместная башня. Это давало возможность командиру в полной мере управлять экипажем и следить за обстановкой на поле боя, что повышало боевую эффективность танка. Вооружение улучшалось путем установки нового 76-мм орудия Ф-34, которая позже ставилась на серийные Т-34. Бронирование лба корпуса поднималось до 60 мм, а башни до 50 мм по периметру. Силовая установка также становилась мощнее и была представлена новым 600-сильным дизельным двигателем В-5.

Удалось построить несколько корпусов и башен для Т-34М, но с началом Великой Отечественной войны все работы по новому танку были прекращены.

Т-34-122.

Эскизный проект гаубичного танка на базе Т-34.
Эскизный проект гаубичного танка на базе Т-34.

После начала Великой Отечественной войны СССР столкнулся с нехваткой штурмовых орудий и штурмовых танков. В связи с этим, начались разработки в данном направлении. В конце 1942 года были разработаны тактико-технические требования на танк артиллерийского усиления танковых бригад. В качестве одного из шасси был выбран средний танк Т-34. Была спроектирована новая башня под установку 122-мм гаубицы Д-11. Толщина брони башни составляла 60 мм по периметру, корпус и его бронирование оставались без изменений. Экипаж танка состоял из 5 человек.

Осенью 1943 года появились самоходные установки СУ-122 и СУ-152, которые окончательно "похоронили" проект гаубичного Т-34.

Т-34-85М.

Модернизированный Т-34-85 на испытаниях.
Модернизированный Т-34-85 на испытаниях.

Если в первой половине Великой Отечественной войны танк Т-34, конечно имея множество недостатков все же устраивал военных, то к 1943 году стало понятно, что в текущем виде тридцатьчетверка сильно устарела. Особенно отчетливо это было видно после Курской битвы. Исходя из этого, в качестве повышения боевой эффективности Т-34, в начале 1944 года для танка была разработана новая 2-х, а позже 3-х местная башня с 85-мм орудием ЗИС-С-53. Танк с увеличенной башней и новой пушкой пошел в серию под индексом Т-34-85. Однако улучшение заключалось только в усилении вооружения и в увеличении численности экипажа, при этом броневая защита оставалась без изменения.

Зимой 1944 года начались работы по усилению защищенности серийного Т-34-85. В результате этих работ было построено два образца. На первом варианте лобовая броня корпуса увеличивалась до 75 мм (люк мехвода и бронировка курсового пулемета до 90 мм), а башня имела толщину 90 мм во лбу, 75 мм в бортах и 52 мм в корме. Второй вариант был аналогичен первому, но при этом кормовая часть удлинялась для выноса топливных баков баков из боевого отделения для повышения живучести экипажа. Также на втором танке использовалась ведущее колесо меньшего диаметра.

Обе машины прошли ходовые испытания и испытания обстрелом. В результате выявилось множество проблем, которые требовали времени для их устранения. К тому же, по результатам обстрела стало ясно, что бронирование не обеспечивает необходимый уровень защищенности танка. Проект Т-34-85М был закрыт, однако его усиленная до 90 мм башня стала устанавливаться на серийные Т-34-85.

Т-34-100.

Опытный образец Т-34-100 с орудием ЛБ-1 на испытаниях.
Опытный образец Т-34-100 с орудием ЛБ-1 на испытаниях.

Летом 1944 года велись работы по установке на Т-34-85 100-мм орудия. Всего на танке было испытано три разных пушки, при чем орудие ЗИС-100 сначала устанавливалась в штатную башню Т-34-85. Позже, для увеличения внутреннего башенного пространства и для улучшения работы экипажа была выбрана башня от разрабатывающегося в это время нового среднего танка Т-44В (он же будущий Т-54). Из-за небольшой разницы диаметров погона башен Т-34-85 и Т-44В, пришлось внести некоторые изменения в конструкцию корпуса. Была убрана установка курсового пулемета, а вместе с этим и место стрелка-радиста, топливные баки переносились в отделение управления, сокращалась толщина днища и крыши над МТО и другие незначительные изменения. Первые две системы Д-10 и ЗИС-100 из-за своей большой массы и отдачи сильно перегрузили трансмиссию и ходовую. Для исправления ситуации было создано новое 100-мм орудие ЛБ-1, оказавшееся более легким и обладающее меньшей отдачей.

Танк Т-34-100 с орудием ЛБ-1 вполне успешно прошел испытания. Однако война подходила к завершению и так как в СССР уже начиналось производство более совершенного среднего танка Т-44, Т-34-100 оказался уже не нужен.

Понравилась статья? Тогда подписывайся, ставь лайк и пиши комментарии. Ваша активность - лучшая благодарность автору. Также это ускоряет выход новых статей. Спасибо за внимание!