Шах и мат, но партия продолжается
Словно в соревновании с Артуром Конан Дойлем, режиссёр Гай Ричи через два года после выхода переосмысленного «Шерлока Холмса» под своим началом продолжает цикл приключений гениального сыщика с дедуктивным образом мышления. «Игра теней» от шахматных фигур в партии Холмса и Мориарти, повторяющая реальную встречу Бента Ларсена и Тиграна Петросяна 1966 года в Санта-Монике, на этот раз ещё более опасная. Ведь для победы был пожертвован ферзь.
Спустя год после дела с лордом Блэквудом – в 1891 году – доктор Ватсон (Джуд Лоу) вопреки всем отговоркам своего друга Холмса (Роберт Дауни мл.) наконец женится. Но медовый месяц он всё равно проводит с Шерлоком Холмсом, который эгоистично «вовремя» вышел на организатора серии терактов в Вене и Страсбурге и таинственных убийств по всей Европе. Профессор Мориарти – умный и признанный гения, но жестокий и беспощадный раб собственной идеи о разрушении всего, что дорого миру и лично его сопернику на другой стороне закона – Холмсу.
С меньшим азартом, но с большей вдумчивостью на этот раз режиссёр Гай Ричи даёт зрителю гораздо больше пищи для раздумий, чем в первой части. Отныне все известные, которые необходимы для логичного и верного умственного заключения, особенно выделяются из общего полотна картины. Однако выводы о целом и из целого по этим мелочам снова делает только Шерлок Холмс. Правда, теперь не минуя просчётов и проигрышей ради финального куша, потому что в борьбе снова сошлись два искушенных и равносильных ума, рассудить которые вновь может только сила физическая.
Тем временем через все сложные и простые, очевидные и скрытые, замысловатые и хитрые ходы на гигантской шахматной доске с пешками, королевами и ферзями гордо и напрямую идёт уже визитная для «Шерлока» Ричи расчетливость неподражаемого сыщика в драках, его пренебрежение окружающим мнением, самоирония героев и некоторые фактические ошибки ленты для красивого кадра. Например, в отображаемое время ещё не было помады в футляре, музыкальных динамиков или основ реанимационных действий. А по правилам шахмат – что тогда, что сегодня – рокировка из-под шаха запрещена.
Тандем главных героев-актёров Холмс-Дауни мл. и Ватсон-Лоу не теряет своего куража и крепости мужской дружбы за двухлетний перерыв между двумя картинами. Они также неотделимы друг от друга. Только если Шерлок по-прежнему наблюдателен и на несколько шагов впереди, то Ватсон теперь более посвящен в планы своего верного друга и соратника и даже принимает в них самое осознанное участие. Больше метра уделяется Мэри – жене Ватсона, от Келли Райлли, отчего героиня раскрывается, а её образ разлучницы двух друзей из первой части развенчивается. Вопреки всем недовольствам зрителей по поводу несостоятельности злодея такого дядечкиного вида, неподражаем Мориарти в исполнении Джареда Харриса, который ранее обошёл на пробах Брэда Питта, Гари Олдмана, Дэниэла Дэй-Льюиса, Шона Пенна и Хавьера Бардема: ведь особенно опасные преступники именно такие – безобидные с виду, уважаемые вокруг и маниакальные внутри. Долю же истинно американской иронии в фильм вносит неожиданно объявившийся брат Холмса – Майкрофт, от Стивена Фрая с дряблой задницей. «Их ещё и двое!»
После всех перипетий и опасных приключений работающего не только головой, но и кулаками Шерлока Холмса открытый финал с прозрачным намёком на продолжение становится чуть ли не лучшим моментом сиквела «Шерлок Холмс» от Гая Ричи. Потому что ясно даёт понять: это ещё не конец! Хоть и идёт уже восьмой год с выхода «Игры теней», а напротив «Шерлока Холмса 3» в фильмографии режиссёра сначала долго не был написан точный год выхода картины, а теперь нет и её самой. Остаётся надеяться, что «Агенты А.Н.К.Л.» (2015), «Меч короля Артура» (2017) и «Алладин» (2019) не украли у режиссёра его мастерство в изящном заключении выводов и сочинении загадок из известных рассказов Дойля о Шерлоке Холмсе. Ведь американизированный сыщик с Бейкер Стрит поставил «шах и одновременно мат» Мориарти, но ещё не всему преступному миру.