Найти в Дзене
Алексей Евдокимов

Вин-Чунь - универсальная система рукопашного боя?

Является ли школа китайского у-шу Вин-Чунь универсальной системой рукопашного боя…

В современном мире, развитие боевых искусств идет в основном по пути объединения технического арсенала различных школ единоборств. Американский кикбоксинг объединяет наиболее эффективные приемы бокса и карате. Современное российское боевое самбо включает в себя арсеналы: джиу-джитсу, бокса, каратэ, тхэквондо, а также целого ряда других школ рукопашного боя. Японское Ку-до объединяет дзюдо и каратэ. Основная цель такого объединения – высокая эффективность в реальном (не ограниченном какими-либо правилами) бою. Иногда объединение разных школ достигает заявленной цели, иногда нет. Основная причина неудачного синтеза школ боевых искусств заключается в том, что их технический арсенал построен на принципиально разных типах движений. В качестве примера можно рассмотреть английский бокс и японское каратэ. Техника выполнение ударов руками в них отличается настолько, что человек изучивший, к примеру, бокс с большим трудом затем будет применять в реальном бою технику ударов каратэ, ибо в каратэ удары руками наносятся из совершенно другой стойки и по принципиально иной траектории. Такое различие бокса и каратэ обусловлено тем, что техника бокса славится эффективными сериями ударов и их высокой скорострельностью, а техника каратэ заточена под проведение единственного фатального удара. И таких различий в школах единоборств очень и очень много. Еще больше проблем возникает при синтезе школ рукопашного боя (то есть боя голыми руками) и школ владения различными видами холодного и иного ручного оружия. Необходимость такого синтеза наглядно показывает практика применения рукопашного боя в различных силовых структурах. Особенно это касается армейского рукопашного боя, когда бойцам спецназа приходится вести боевые действия в глубоком тылу противника, вдалеке от баз снабжения и когда любой найденный предмет должен становиться смертельным оружием способным уничтожить врага. Система рукопашного боя армейского спецназа должна объединять в себе не только эффективные приемы боя голыми руками, но и навыки владения практически любым видом холодного или иного ручного оружия. Традиционным путем создания таких универсальных боевых систем является последовательное изучение отдельных специализированных видов боевых искусств. Например: самбо, бокса, карате, джиу-джитсу, арниса, бо-дзюцу, дзё-дзюцу и так далее. При этом на изучение даже основ этих боевых искусств тратится очень много времени, а достигнутый при этом результат очень часто бывает неудовлетворительным. Принципиально иной подход при создании универсальных боевых систем предлагается в разнообразных школах китайского у-шу. В большинстве из них в основу стиля положена так называемая универсальная платформа движений, которая используется, как в бою голыми руками, так и в бою с различными видами ручного оружия. Это стало возможным вследствие того, что многие школы у-шу создавались на основе навыков и опыта владения различными видами оружия, как бы адаптируя их технику к бою голыми руками. Рассмотрим этот подход на примере известной китайской школы Вин-Чунь. Эта школа относится к направлению нань-цуань (южный кулак), наиболее распространенного в провинциях Гуандунь, Фошань и Фуцзянь южного Китая. Как известно, классический Вин-чунь строится на следующих принципах:

1. Бой на ближней дистанции;

2. Синхронная защита и атака;

3. Прерывистость в движениях;

4. Использование быстрых ударов по прямой линии;

5. Нанесение одновременно нескольких ударов.

Грамотное использование этих принципов позволяет провести в ближнем бою такую атаку, отразить которую без соответствующей подготовки ваш противник просто не сможет. Технический арсенал приемов Вин-чунь можно условно разделить на три вида. К первому виду относятся технические действия, основанные на последовательном выполнении движений. Это традиционная схема ведения боя, присущая большинству школ азиатских и европейских боевых искусств. Боец попеременно выполняет движения, то одной то другой конечностью. Например, ставит блок рукой затем проводит удар, затем опять ставит блок и снова проводит удар и так далее. Такая схема наиболее проста в исполнении и в наибольшей степени соответствует физиологическим особенностям функционирования человеческого организма, у которого два полушария мозга управляют правой и левой сторонами тела. К второму виду относятся действия, заключающиеся в одновременном или параллельном выполнении движений. Например, одной рукой ставится блок, а другой в это же самое время проводится удар. Такие приемы являются, как бы визитной карточкой Вин-чунь, так как в других школах боевых искусств они применяются довольно редко. Боец стиля Вин-чунь способен при определенной тренировке выполнять одновременно, не только два движения, но и три и более. К третьему виду можно отнести технические действия, представляющие собой последовательное выполнение движений одной конечностью (рукой или ногой). В Вин-чунь такая техника присутствует в комплексах «чи сао» (липкие руки) и «чи герк» (липкие ноги). Именно этот вид технических действий является ключевым при освоении боя с оружием, так как большинство видов холодного оружия, за исключением двуручного, удерживается в одной руке. Это же относится и к короткой палке. Рассмотрим подробнее приемы, относящиеся к третьему виду. Как отмечалось выше, они присутствуют в комплексах «чи сао». В этих комплексах бойцы ведут бой со скрещенными руками и для проведения защитных или атакующих действий фактически используют приемы фехтования (отбивы, отводы, атака вдоль руки противника). Такая техника часто применяется в бою холодным оружием с длинным клинком (например, меч, сабля, шпага или мачете). В ножевом или палочном бое ее использование ограничено. Однако в трех базовых комплексах Вин-чунь есть технические действия руками, которые являются основой для ведения боя ножом, короткой палкой или гибким оружием (таким как - цепь, хлыст, нунчаки). К ним относятся последовательно выполняемые одной рукой защитные и атакующие действия. Чтобы успешно драться одной рукой необходимо научиться применять их по принципу «окончание предыдущего движение, есть начало следующего». Следует отметить, что такой подход к ведению боя характерен для большинства школ китайского у-шу. Именно поэтому в них отсутствует такое понятие, как «стойка», столь важное в каратэ или европейских боевых искусствах. Китайцы рассматривают стойку как промежуточное положение между двумя выполняемыми движениями. Как известно, в каратэ любая атака начинается и заканчивается из стойки. Каждый из этих подходов имеет свои положительные и отрицательные стороны. Однако для скоротечного поединка не на жизнь, а на смерть китайский подход можно считать более предпочтительным. Именно по такой схеме, комбинирую защитные и атакующие действия, обычно и ведется бой холодным оружием. То есть бойцу, освоившему бой одной рукой, будет все равно чем драться… кулаком, ножом или палкой. Базовые движения рукой во всех трех случаях будут практически одни и те же. Именно таким подходом отличаются китайские боевые искусства, создающие единую двигательную платформу, которая затем используется, как в бою с оружием, так и в бою без него. Универсальные движения позволяют готовить универсальных бойцов за очень короткое время. Подготовленные таким образом бойцы способны эффективно противостоять практически любому противнику.

Видео по этой теме:

Секреты Вин-Чунь. Бой против нескольких противников в ограниченном пространстве (Часть 1)

Секреты Вин-чунь. Что такое универсальная платформа движений

Секреты Вин-Чунь. Техника универсального боя

Секреты Вин-Чунь. Бой против нескольких противников

Секреты Вин-Чунь. Техника эффективных ударов

Секреты Вин-Чунь Техника боя холодным оружием

Секреты Вин-Чунь. Техника боя нунчаками

Секреты Вин-Чунь. Техника боя бытовыми предметами (зонт)

Секреты Вин-чунь. Техника боя короткой палкой

Секреты Вин-Чунь. Техника боя яварой

Секреты Вин-Чунь. Техника боя длинной палкой