Жанр: романтика, трагедия, современность, сёнен, музыка
Выходил: октябрь 2014 – март 2015
Английское название: «Your Lie in April»
Русское название: на начало 2018 хороших нет.
22 серий + 1 BD-special.
Оценка: 9 из 10
Чувствую "Канон", но понимаю, "принцип штанов".
Обычная, почти современная страна Нихон. Обычные нихонские школьники и школьницы... Чуть-чуть не современная: мобилки-раскладушки — это лет 20 назад. И не совсем обычные: такого слуха, как у Аримы Кёсея не каждому Б-гом дано. И таких тренировок на фортепьяно — тоже. Да и такой "богатой" жизни, от которой хочется сбежать и про чёрно-белые клавиши забыть как про страшный сон. Но... в любой жизни встречаются множество развилок, поворотных путей. И упрямо-обыкновенный и нейтральный Арима встречает хаотично-талантливую девочку, тоже не чуждую музыке. Ну, то есть совсем. И волею ея становится её аккомпаниатором. Думаете, всё так банально?
Причин, с какой радости я этот сериал посмотрела может быть несколько. Возможно — это Енот-сан, памятуя о моём фанатизме к Ното-сама намекнул. Возможно — и я сама, в поисках "а что ещё она озвучивает" нашла. Может быть — как хорошо так музыкальный его увидела. А ещё — может быть это был совет моей любимой. Не важно, так или иначе, всё верно. И по-настоящему музыкальные сериалы я обожаю. Практика-то у меня слабая, а вот вкус и слух — не хуже Арима-куна.
Итак, техника. Во-первых, картинка. В целом мне нравится. Опять же не изобилует находками, но и не скучна. Приятная рисовка, мало "чибиков"... Даже странная причёска Такеши-куна — скорее закос под Шопена, чем дань жанру сёнен.
С музыкой — опять же "технически" полный порядок. Её наличествует в индустриальных масштабах. А что вы хотите от такого сериала? Но с этим связаны и пара минусов с плюсами: Как и в "Золотой струне" на неё завязано очень много. И я просто в восторге, что вот такой хорошей и тонкой классики здесь просто море. Но... в некоторых местах я понимала изменения стиля игры, а в некоторых — не слышала. Не решусь дать упрёки, я не идеал. Но в ЗС это было сыграно понятнее дя меня. Временами, нам говорят об экспрессивности музыки, но я, (может по дурости своей) слышу её не всегда. Но коль уж смыслю — то накидаю пинков: Всё сыграно по-разному, но в большинстве своём не идеально. И даже не идеально в плане как показать желаемое. Там ведь музыка очень привязана к сюжету. И буквально в каждой серии не только подбор пьес, но и само исполнение зависит от того, что чувствует исполнитель. Более того — на том построен сюжет. Но... чисто технически удавалось это далеко не всегда. В иных сериалах про музыку я такое слышу без ошибок, здесь — через раз. Ну, предположим, там настолько запредельная тонкость исполнения, что даже я не всегда различу "что этим хотели сказать-то?" Но ведь у нас всё-таки сёнен и для не шибко искушённых в классике мальчиков. Они просто не могут быть настолько искушены!
Таким образом — планка умения воспринимать классику сразу же задрана на такую высоту, что оценит это только эпический профи, а не представители целевой аудитории. Кстати — тоже забавно: это сёнен, но noitaminA. И что ещё хуже — в ряде случаев за изложение какой-то резкой и, скажем так, отрицательной эмоции выдаётся не резкая, а откровенно "грязная" игра.
В общем — идея была просто шикарная, но в процессе её местами надорвались и выдали желаемое за действительное, а местами сделали совершенно непонятное практически ни для кого. И понадобилось всё вот это... пояснять текстом. Это, конечно, достаточно субъективно, но либо надо было с исполнителями стараться получше, либо и заморачиваться поменьше.
Ну, и последнее техническое нарекание, оно уже не про сам сериал, а про перевод. То есть их по классу три:
Во-первых, переводя сериал на какую-то тему — надо всё-таки немного с темой ознакомиться. И осознать, например, что в русском языке есть слова "гитарист" или "пианист", а вот кто на фортепьяно играет "при скрипаче" — не "аккомпанионист", а "аккомпаниатор". Как слова заимствовались и трансформировались в разных языках — понимать надо. Да, в нихонском это именно "аккомпанианист". Но речь не о специфике нихонского взаимствоания, а о сути, деятельности. Которая в русском называется не так.
Во-вторых, просто откровенные неточности перевода, искажающие смысл. Характерный и показательный пример: в одном моменте весь сюжет построен на том, что "не испытывает отвращения" и "хорошо относится, а то и любит" — это не одно и то же. То есть "кирай джа най" (не-ненавижу) и "суки" (приязнь-любовь). И вот — героиня идёт и гадает: "ски — кирай джа най". Это не "любит — не любит", на этом огромный кусок смысла теряется! А то и полный бред, когда тётенька с долей зависти говорит "сутеки" ("замечательно!"), а в переводе - "возмутительно!". Вы не поняли, она кулаки сжимает не от возмущения игрой, а от ощущения своего проигрыша, зависти! Но вы, видимо, переводили просто от картинки.
И в-третьих, орфография. Ну это совсем позор. Ну "пейзажи", а не "пейзажЫ". И, кстати, искажающие ещё и смысл ошибки типа "побУди" вместо "побЕди"
И таких примеров много. Как говорится, овердофига. В большинстве случаев прекрасно можно догадаться чисто по действию, всё-таки сериал для не шибко умудрённой долголетними медитациями в Тибете аудитории, даже язык знать не надо, чтобы понять. Но тем больше понимаешь, что нам выдают, тем больше и раздражает, что перевод — халтура.
Так. Я уже начала ругаться?
Продолжу уже по сюжету. Причём для начала — в характерном для меня ключе. Тут меня одна подруга (та самая, которая, возможно, и была рекомендателем) с завидной регулярностью обвиняет меня в "великоженском шовинизме". А я и не скрываю, на деле-то. В смысле — что я анимэшным девочкам прощаю многие дурости, а на анимэшных мальчиков выбешиваюсь. Ну, есть такое дело. Но глядя на этот сериал у меня возникла мысль: вот здесь есть ооочень много глупых, а то и откровенно мерзких поступков и даже целых линий повдения у персонажей обоих полов. Почему же я стопроцентно уверена, что это сёнен, и что мне главного героя хочется просто с размаху загасить, или хотя бы так в стену вмазать, чтоб месяц по больничкам скитался?
И вывелась у меня забавная тенденция. Дело в том, что девушки (особенно в подростковом или частично подростковом анимэ) — могут быть врождёнными дурами, проявляя свою дурость то сразу и постоянно, то с третьей четверти сюжета с обоснованием, что они вот такие врождённо... Но умнеют сами. Или выворачивают судьбу так, что эта дурость становится действительно второстепенной. В любом случае — они вытаскивают свою судьбу пусть и с некоторой помощью окружающих, но именно сами.
Мужской герой же (особенно в сёнене) — изначально безумно талантлив и крут. Иногда, правда, не осознавая собственной крутости. А потом у него наступает жестокая психотравма... И его из неё вытаскивают окружающие, в первую очередь — девушки. Даже в романтических сейненах это постоянно. Вспомните героев "Канона" и "Кланнада". Кстати, вот здесь герой именно такое же отвратительное убожество, как в "Кланнаде". Просто один в один.
Понимаете, из глубокой социальной или психологической ямы героя вытаскивают девушки, а героиню — она сама, то есть опять же девушка! Конечно, есть исключения, типа той же "фанатки ММО". Но, извините, это уже другой жанр. А для тех, кто помельче — ну как тут не воспылать великоженским шовинизмом?
Ну, коль скоро заговорили о психотравмах. Чего тут не отнять, так это того, что всё здесь очень хорошо и однозначно по факту, но не однозначно по причине. Это я уже радуюсь. Вот той же мамашке главгероя я была всю дорогу готова тоже постучать по тем костям, где у нормальных людей располагаются мозг и сердце. В результате, честно скажу — простить я её не простила, принять не приняла. А вот понять, почему она вела себя именно так, понять, что она сына-то на самом деле очень любит и желает ему добра — поняла. Очень сложная и неоднозначная история, вполне однозначный человек, но со сложной и печальной судьбой... Я ведь почему задумалась, что сериал этот могла найти по принципу "в озвучке была Ното-сама?" Потому что услышав эту, на тот момент ещё откровенно мерзкую мамашку — полезла проверять: "что-то ваши звуковые волны мне знакомы!" Не ошиблась. Ното-сама как всегда играет в своём амплуа: прекрасный человек, в силу ужасной судьбы и, возможно, фатальной ошибки в рассуждениях представляющий собой и/или творящий нечто от ужасного до омерзительного.
Что ещё замечательно — проблем тут обрисовано просто море разливанное. Хорошо, предположим, что их обрисовано и в других сериалах, а я просто в силу собственной тупости не замечаю. Но коль уж заметила — то заметила. И это волшебно.
Ладно бы переживания Цубаки о том, "как" она любит главгероя. А вы про музыку посмотрите? Там ведь речь не о музыке только, это дилеммы (и, так сказать, мультилеммы) касающиеся не только музыки. Там настолько тонкие моменты! Как, например, с Такеши и Эми. Вот они оба настолько вдохновлены игрой ГГ, что хотят его победить? Но какова мотивация? Сюрприз, их много вариантов. И если Такеши (а чо, мужиг жо!) просто унижен и раздавлен, хочет сокрушить врага... То Эми... Ох, Эми... Несомненно, даже с первого взгляда, первого жеста это был человек, глазами которого я смотрела, чувствами которого переживала... У неё-то совсем другие мотивации. Она-то хочет вроде бы тоже сокрушить ГГ. Но на деле не сокрушить, а именно что встать рядом. Зажигать души людей не хуже, а то и лучше чем он. То есть её соревнование имеет совершенно другую направленность. И как это отражено во всём!
Я отдельно балдела, когда на паре концертов вообще даже учительница Эми не поняла, что происходит, а сама Эми то кулаки держит, то слёзы лёт — именно потому что она-то поняла всё полностью. Нет, это блеск!
А как вам мягенький подвод обоснования (и не доказанного, это только подвод) антигуманной системы тренинга в нихонской школе какого-бы-то-нибыло мастерства? Подумайте, друзья, мол. Это безумно красиво.
Опять же, я просто балдела. Сериал, где я ладно бы понимала чуть ли не всех героев. Где я понимала, что они все хорошие! Хорошие, и у каждого свой таракан в голове, превращающий их временами просто в "сколько раз увидишь — столько раз убей!" Если от таракана не можешь избавить. А можно, и более того — избавляют почти всех. А кто-то и так хорош, вот как я понимаю ту же Хироко! У неё, между прочим, тоже проблемы, и не факт, что из-за того, что муж такой уж козёл. Но почему и как ей больно — понимаю.
Или метания Цубаки? Очень серьёзное дело. Это страшный перехлёст, когда ведущий меняется местами с ведомым. И как это красиво показано!
Вот о красоте я заговорила. Музыка — это понятно. Много, шикарно, великолепно. Ну, по сути жанра положено. Но есть и другие, столь любимые мною аспекты. Опять же не сёдзевые, где пара красок рассвета рассказывает нам целый абзац. У нас же мальчики всё-таки ЦА. У них память и восприятие чуть-чуть другие. Поэтому не просто надо показать, как маленькая Цубаки прикладывает ногу в след ГГ, а потом — как юная Цубаки делает то же. Надо прокомментировать: "какой маленький", "какой большой". Но так или иначе — красивых смыслов тут есть.
А продолжая о красоте — я сразу же в двух смыслах вспоминаю "Канон". Ведь уже обмолвилась о том. Почему-то мне кажется, что этот сериал, хотя и студии А-1, а не Кеу... из той же оперы. Может быть, какое-то "алаверды". И не только потому что некоторые фоновые музыкальные темы очень друг-друга напоминают. Мало ли что, вдохновлялась Ёкояма-сан творчеством Маэды-сана и Орито-сана. Так или иначе — но когда в правильном месте звучит что-то похожее на "Канон"... это восторг.
И второе. Оно же одновременно третье и четвёртое. Каори. Просто фантастическая девушка. Это такая мощь, такая воля к жизни, причём тут очень тонкая грань великого, безумного и пафосного превозмогания — и воли к жизни, порождающей великое превозмогание, что с ума сойти. Потеря всяких рамок — но не потеря человечности ("а пофиг"), а наоборот, уже ничто не держит, чтобы не быть ещё более человечной. Она не Аю. Но своим упорством, безбашенностью, дуракавалянием, всем — напоминает Аю просто чудовищно.
Дальше же начинается кошмар. В хорошем смысле, дикая нервотрёпка. В принципе, сериал даже с нюансами — довольно прост. И чем всё закончится — понятно с первой серии. Не понятно — какими путями, тут можно много чего напридумывать, да и в реальности вот такие сочетания людей и событий приводят к однозначному финалу. Но здесь где-то в середине вклинилась дополнительная, и, честно говоря, вполне жизненная, а не "рояль в кустах", переменная. Те, кто внимательно читал — возможно уже догадались. "Канон". В "Каноне" эта переменная тоже была заложена. Несколько иначе, но была.
Мы уже догадываемся кое-то с середины. И призрак возможной, пока ещё именно возможной трагедии всё ближе и ближе нависает над нами. Мы одерживаем тактические победы, но стратегическая ситуация всё равно мрачновата. И, кстати, для ГГ тоже, хотя опять же для не столь дальновидных была обмолвочка раза три про "путь демона". Но... Последние несколько серий бросает из жара в холод и обратно. Боюсь оскорбить кого-либо, но всё же скажу: всей глубины инфантилам не понять. Это был тот момент, когда я трезво понимала шансы, но не могла сделать ничего и надеялась на лучшее. Не просто шансы, тут глубже.
Это тот момент, когда хочется выть, реветь, плакать, колотить, резать, колоть, стрелять... Страшная, кошмарная идея. Когда хэппиэнд является провалом. И нас болтает между надеждой на него... и пониманием, что на самом деле это плохой финал. Да, конечно, и другие ветки тоже предсказать можно (а это не по VN ли часом вообще?) Всё же да. Финал именно такой, какой должен быть в нашем подлунном мире. Я категорически не хочу спойлерить, поэтому не скажу какой. Кроме как — правильный.
И ещё: про выть, реветь, плакать... Этого в масштабах просто-таки индустриальных. Причём — интересных. Я-то, конечно, плакса-вакса, и блин на носу. Чего не стесняюсь. Здесь получилось странно. Обычно, если я реву и об этом хочу упомянуть, то это если в каких-то моментах у меня слёзы чуть с подбородка не капали. Или вообще делали это. А в "Шигатцу" ревела и выла я лишь один раз. Но слёз из глаз пролила не меньше, чем, простите за кощунственное сравнение "А зори здесь тихие". Лились эти слёзы меньшим потоком, успевали подсхохнуть на щеках. Но пролито — не меньше. И тут — реально, хотя девочки умеют плакать и счастливыми слезами, но были и ужасно грустные.
Ну, а если добавить про себя, то я скакала из тела в тело (что в принципе уже не стандартно и уже показательно), но просто-таки обваливалась в Эми и особенно — Кашиваги Нао. Вообще потрясающий, очень мой, то есть очень "я" человек. Ту же Эми я краем не понимаю: крутого и очень тонкого, доброго, гениального человека... ну, не знаю, может больна я? Плохо у меня со стремлениями. Ни обгонять, ни догонять. Старая я тётка. Уже всё себе доказала. С другими-то, правда, вопрос, но мы над этим работаем, а приоритет — центр Вселенной, то есть я, уже всё поняла. ^____x
Обалденный сериал. Сёнен тут указан не зря. Ибо теория штанов: девочки поймут и воспринят его хуже всех. Но по комплексу смыслов — это таки сериал для тех, кто повзрослее.
Ваша Кашиваги Нао