Найти тему
Военные Путешествия

Как в России уничтожили уникальный памятник архитектуры

Тверь с древнейших времён считался портовым городом. По реке Волге проходило множество торговых путей. Именно отсюда стартовал купец Афанасий Никитин в свою легендарную поездку в далёкую Индию. Тут же, на Волге, находилась корабельная мастерская пароходного общества «Самолётъ», которая строила свои суда для многих городов. После строительства постоянного моста (ссылка на легенду о нём будет в конце статьи), верфь перенесли в Нижний Новгород, но судоходство не прекратилось.

В 30-е годы ХХ века было организовано масштабное строительство канала, который должен был соединить р. Волгу и р. Москву. В рамках этого проекта было предусмотрено и возведение речного вокзала в г. Калинин (ныне Тверь).

Так выглядел Речной Вокзал до  сооружения бетонного причала
Так выглядел Речной Вокзал до сооружения бетонного причала

Здание было построено в 1938 году по проекту архитекторов Е. И. Гавриловой и П. П. Райского. Главным инженером был назначен Иосиф Михайлович Тигранов. Выдающийся строитель, лауреат Сталинской премии. Именно при его участии были построены знаменитые "Сталинские высотки" в Москве.

Тверского Речной вокзал был спроектирован в стиле "Сталинского Ампира". Здание представляет собой трёхэтажное строение с башней и шпилем, симметричными крыльями с арками и балконами. На верхнем этаже располагался ресторан.

Вокзал был рассчитан на одновременный приём около 550 пассажиров. Большие речные теплоходы, а так же небольшие туристические суда швартовались возле причала. Речной вокзал стал одной из главных достопримечательностей города. Своего рода визитная карточка.

Туристы с этого теплохода последние увидели целый Речной вокзал. Фото сделано мной за день до обрушения.
Туристы с этого теплохода последние увидели целый Речной вокзал. Фото сделано мной за день до обрушения.

Помню как в детстве, прогуливаясь возле вокзала с родителями, насчитал аж 7 круизных теплоходов возле вокзала! Помимо больших судов, у причала "парковались" и междугородние Кометы. Эти быстрые теплоходы на подводных крыльях перевозили пассажиров в другие города.

В 90-е годы интерес к водному транспорту и туризму потихоньку угасал. Ветшало и само здание вокзала. В разное время в нём было много различных организаций: от Музея Ужасов и до Комитета по делам молодёжи Тверской области. Помещения первого этажа даже использовали в качестве винных складов. В 2011 году был произведён частичный ремонт кровли здания. Работы производились не качественно и без соблюдения технологий. В итоге были заделаны дренажные каналы. Бюджет ремонта кровли был настолько большим, что горожане даже начали возмущаться. На эти средства можно было отремонтировать не только шпиль и кровлю, но и всё здание целиком. В металлолом так же ушли и якоря, которые были установлены возле входных групп.

7 августа 2017 года произошло частичное обрушение здания. Обрушились перекрытия и южная стена полукруглой секции. Охрана сразу же оцепила вокзал. Это помогло избежать человеческих жертв. По факту частичного обрушения здания Следственный комитет РФ начал проверку.

В день обрушения, вокзал оцепили ограждением
В день обрушения, вокзал оцепили ограждением

Так выглядит это место спустя два года
Так выглядит это место спустя два года

Горожане очень живо отреагировали на это событие. Обрушение попало в объективы многих камер. Возле вокзала появилась стихийная выставка рисунков, люди приносили цветы и зажигали свечи в память о символе родного города.

После обрушения, областная администрация клятвенно заверяла, что приложит все усилия для восстановления достопримечательности.

Значок РечФлота на заборе возле вокзала, ныне утрачен. Фото в день обрушения.
Значок РечФлота на заборе возле вокзала, ныне утрачен. Фото в день обрушения.

После обрушения начались экстренные консервационные работы. Был разобран верхний этаж, ликвидированы опасные элементы. Фасад здания был затянут баннером с изображением вокзала. Развалены по периметру обнесли забором, установили будки с охраной. На момент написания статьи был объявлен конкурс на инженерно-технические исследования Волжского и Тверецкого крыльев здания Речного вокзала. Стоимость гос. контракта составляет более 11,2 млн рублей.

На портале госзакупок опубликован контракт на выполнение работ по комплексным инженерно-техническим исследованиям Волжского и Тверецкого крыльев здания Речного вокзала. Потратить на эти работы предполагается чуть больше 11,2 млн рублей.

Примечательный факт:

Тверской Речной Вокзал много раз становился декорацией к фильмам. В разное время возле его стен снимались такие картины как: "Статский Советник", "Прощаться не будем", "И снова Анискин", "Чучело", "Небо в Огне" и многие другие.