Найти в Дзене
Бизнес в раю

Бизнес в раю. Вся правда о жизни и бизнесе на тропическом острове. Часть 2. Первые шаги.

Оглавление

Доброго времени суток, дорогие друзья! Представляю вашему вниманию вторую часть цикла статей "Бизнес в раю".

Для тех, кто не видел предыдущих частей:

Первые шаги

Итак, девятичасовой перелет подошел к концу и мы приземлились на острове Пхукет, являющимся лучшим пляжным курортом Таиланда.

Посадка Boeing-747 в международном аэропорту Пхукета.
Посадка Boeing-747 в международном аэропорту Пхукета.

Как я писал в предисловии, запас наличных на двоих с супругой у нас составлял порядка двух тысяч долларов, а также у меня на руках было письменное приглашение на работу от одной из туристических компаний Пхукета на позицию директора по маркетингу. Нельзя сказать, что условия вакансии были потрясающими, но, по местным меркам, вполне неплохие, в теории этого должно было хватить на первое время и обустройство быта в новой стране. На тот момент я был довольно слабо знаком со спецификой рынка трудоустройства на острове и довольно серьезно рассчитывал на это предложение. Как оказалось в дальнейшем - зря, но обо всем по порядку.

Декабрь 2014

По договоренности с потенциальным работодателем у нас было около недели на решение бытовых вопросов - поиск и аренду жилья, транспорта, покупку необходимых вещей и прочие вопросы первой необходимости. Надо отметить, что наше прибытие на Пхукет совпало с началом настоящей кризисной бури, разразившейся на острове в связи с резким падением курса рубля к доллару. На тот момент российские туристы являлись основной движущей силой развития курорта, а также основным источником прибыли для туристической индустрии. Но дело в том, что при старом курсе, отношение рубля к местной валюте - тайскому бату, составляло примерно 1 к 1, а после произошедшей девальвации, в декабре 2014 года за один рубль давали всего лишь 0.35 бата. Таким образом, вся местная экономика, ориентированная преимущественно на россиян, отпускной бюджет которых внезапно сократился более чем в два раза, испытала серьезнейший шок, отразившийся на большинстве местных компаний. До упомянутых событий проблем со спросом не было вообще, скорее наоборот - опьяненные дешевизной азиатской страны, наши соотечественники сметали всё подряд - экскурсии, сувениры, кутили в ресторанах и массово скупали недвижимость. Порой спрос чуть ли не превышал предложение, что не могло не сказываться на качестве сервиса и уровне предлагаемых услуг, многие компании действовали по принципу - главное мгновенная прибыль, зачем нам долгосрочные отношения с текущими клиентами, если завтра на место одного появятся трое новых? С подобным бизнесом кризис 2014 года сыграл злую шутку - отбросив такие компании на годы назад, а некоторые и вовсе вынуждены были прекратить свою деятельность, так как не смогли приспособиться к новым условиям. Этот эффект я называю большой чисткой и не буду сильно углубляться в него сейчас, так как вопрос довольно объемный и интересный, про него я напишу отдельную статью.

Первые выводы.

Очень скоро я с сожалением узнал, что компания, пригласившая меня на работу относится как раз к подобному типу бизнеса, ведущему конвейерную кадровую политику и не особо следящему за качеством оказания собственных услуг. Началось все с того, что представители компании позвонили мне через 3 дня после прилета, вместо обозначенных ранее 7 и попросили как можно быстрее прибыть на очное собеседование, так как ситуация изменилась и требуется действовать как можно скорее. Я подумал, что это связано с начавшимся кризисом, и к выполнения своих рабочих обязанностей нужно приступить быстрее, собственно, сильно против я не был, и несмотря на температуру в 38 градусов (видимо, последствия акклиматизации), отправился на встречу. На которой мне сообщили, что в компании новая кадровая политика и каждый кандидат на работу должен пройти специальный тест на профпригодность, который HR департамент приобрел за большие деньги у консалтинговой компании в США. Ранее этого условия не оговаривалось, но я был полностью уверен в себе и согласился на прохождение теста. После чего меня поблагодарили и сказали ждать обратной связи. Эта самая связь случилась через несколько дней, когда мне позвонила помощница директора компании (она же его супруга, она же HR департамент) и сообщила, что мои результаты очень серьезного и дорогого теста, показали уровень чуть выше среднего и, согласно высоким корпоративным стандартам, я не могу на данный момент занимать должность уровня топ-менеджмента на оговоренных ранее условиях, но зато мне могут предложить другую работу с обязанностями младшего персонала и без официального трудоустройства. Которое, на минуточку, в Таиланде является обязательным требованием, невыполнение которого грозит каникулами в тропическом СИЗО. Недолго поразмыслив, я послал этих профессионалов отрасли куда подальше, несмотря на то, что реальных альтернатив на тот момент не имел, а остаток наличности после аренды жилья и транспорта составлял чуть более 500 долларов. Чуть позже, мой товарищ рассказал, что с ним эти ребята поступили еще более элегантно - у него от них был официальный Job Offer на должность руководителя IT-департамента, ради которого он прилетел на Пхукет с Кипра, уволившись с предыдущего места работы. В отличии от меня, его даже не стали приглашать в офис на прохождение супер-теста, а просто сообщили телефонным звонком о том, что данная позиция в компании более не предусмотрена по независящим от них причинам. А тот пресловутый тест, который якобы был куплен у американской компании и является обязательным условием при трудоустройстве в компании из списка Fortune 500, я через пару дней нашел в открытом доступе в интернете на форуме для начинающих кадровых специалистов. Разумеется, причиной всему стал начавшийся кризис и потеря основных финансовых потоков, в результате чего компания стала неспособна оплачивать услуги квалифицированного персонала, но я был очень удивлен тому, что людям просто не хватило смелости на то, чтобы извиниться и честно назвать причину произошедшего. В то время большинство бизнеса проводили кадровые чистки и стремились максимально сокращать любые издержки, так как не могли сохранить достаточные уровни заработка в новых условиях, так что по сути ничего удивительного в этой ситуации не было. Опять же, покопавшись в интернете я смог найти немалое количество отзывов от бывших сотрудников компании о том, что руководство регулярно нарушало свои обязательства по выполнению трудовых условий, а также заставляло сотрудников работать втемную, без официального оформления, подвергая их риску ареста и последующей депортации. Если бы я подумал об этом заранее, то мог обнаружить эту информацию еще на этапе переговоров, но я этого не сделал, благодаря чему усвоил очередной урок о том, что подготовка и сбор информации - важнейшие шаги в любом начинании. К слову, спустя год-другой негативный информационный фон вокруг этой компании стал настолько очевидным, что они не смогли продолжать заниматься этим бизнесом под тем же именем и провели полный ребрендинг, пытаясь создать видимость новой компании, не имеющей никакого отношения к предыдущей, совершившей бизнес-харакири. Я же решил, что всё, что ни делается, - всё к лучшему, не стал таить никаких обид и полностью открылся для новых перспектив.

Не могу сказать, что период, последовавший за этим был простым и приятным, скорее наоборот, мы даже в шутку называем его темными временами, когда я не имея никаких официальных документов, брался за любую работу, чтобы получить больше представления о местной бизнес среде и заработать средства на жизнь. Подробнее об этом я расскажу в следующей части, оставайтесь на связи.

Если вам интересен материал, ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал, контент на котором я буду публиковать регулярно.

Если у вас есть вопросы, пожелания или комментарии, просто напишите мне в Instagram @dfrolove или на Facebook

С Уважением, Дмитрий Фролов.