На практике не редко возникает необходимость возврата ранее купленного в магазине товара, даже если к нему нет претензий по качеству. Покупка могла не подойти по цвету, фасону или, например, размеру. Если у вас есть фискальный (кассовый) чек, это не составит проблемы (кроме случаев, когда продавец торгует незаконно, без кассового аппарата, документов на товар и т.п.).
Что делать, если при покупке вы не взяли чек или он у вас не сохранился? В соответствии с действующим законодательством, в том числе Законом РФ «О Защите прав потребителей» № 2300-1 от 07 февраля 1992 г. (далее – Закон о защите прав потребителей) отсутствие у потребителя товарного чека или кассового чека либо иного подтверждающего оплату товара документа не является основанием для отказа в удовлетворении его требований.
Вместе с тем в соответствии со статьей 502 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 25 Закона "О защите прав потребителей" требование покупателя об обмене либо о возврате товара подлежит удовлетворению, если товар не был в употреблении, сохранены его потребительские свойства и имеются доказательства приобретения его у данного продавца (товарный или кассовый чек, иной документ, подтверждающий оплату товара).
Указанные положения, к сожалению, не могут трактоваться как вовсе освобождающие потребителя от подтверждения факта покупки при отсутствии кассового чека, а лишь закрепляют право покупателя самостоятельно воспользоваться иными способами доказывания: например, предоставить выписку по вашей банковской карте, письменные свидетельские показания того, кто присутствовал при вашей покупке и т.д.
При отсутствии чека для установления факта покупки Вам необходимо сообщить сотруднику магазина точную дату и время приобретения товара, его стоимость и иные существенные характеристики (название, модель, номер артикула и т.д.), а также представить вместо чека какой-либо иной письменный документ, подтверждающий факт покупки.
Зачастую компании - продавцы и их сотрудники не отказывают покупателям в возврате при отсутствии чека, а лишь предлагают соблюсти установленную законом процедуру и реализовать вашу возможность для совершения обмена либо возврата, представив продавцу вместо кассового чека какие-либо иные документы в качестве доказательства совершения покупки. Например, вы можете представить свидетельские показания в письменной форме, подтверждающие указанные вами обстоятельства.
В случае, если покупка была оплачена банковской картой, факт оплаты может быть подтвержден посредством предоставления выписки по счету банковской карты, заверенной вашим банком, с указанием произведенной транзакции.
При покупке вы вправе также просить продавца направить вам фискальный чек в электронном виде на вашу электронную почту или мобильный телефон в соответствии с Федеральным Законом № 54-ФЗ от 22.05.2003 г. «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в РФ». Продавец не вправе вам в этом отказать. При возврате купленного таким образом товара вы также вправе использовать чек в электронном виде, предъявив его в магазине.
В случае предоставления документов, подтверждающих факт покупки, компания-продавец сможет произвести вам возврат.
Обязательно также заранее уточните, каковы правила возврата товаров в магазине, куда вы идете, позвонив, например, в сам магазин или колл-центр. Некоторые торговые сети разрешают возвращать свои товары в любом магазине, вне зависимости от того, в какой точке он был приобретен. Некоторые продавцы закрепляют правило «возврат только в том магазине, где была покупка», другие же могут назначить в городе только один магазин сети для обработки возвратов. Все эти варианты не противоречат закону.