В 2023 году Минусинску исполнится 200 лет. Вместе со специалистом Центра сохранения культурного наследия края Сергеем Чистяковым мы прошлись по городу, чтобы познакомиться со старинными зданиями.
«Зимний дворец»
А точнее – совершить небольшое путешествие в Минусинск XIX века. В отличие от Красноярска старая часть города не претерпела таких внушительных изменений.
Начинаем мы с дома Вильнера – так называется здание на улице Октябрьской. Построил (по некоторым данным, купил) его купец Герш Вильнер, сколотивший состояние на торговле пушниной. В разное время здесь было реальное мужское училище, банк – кстати, на втором этаже при реставрации был найден внушительный банковский сейф, – магазины и даже кинотеатр. Здание за необычный фасад, перенасыщенный декоративными элементами, называли «Зимним дворцом».
Во дворе работала электростанция.
Сейчас здание стоит в лесах до самой крыши. Выполнены работы по усилению фундамента, штукатурке, вычинке кирпичной кладки на фасаде… А ведь очень долго оно было в таком состоянии, что местные жители в буквальном смысле не могли сдержать слез, когда проходили мимо.
– Здание построено в несколько этапов, – рассказывает Сергей Чистяков. – Первый выполнен в 1888 году. Вот здесь была сквозная арка-проем во внутренний двор. Сейчас выполняется реконструкция с элементами реставрации. Реставрируются здесь предметы охраны – это стены, проемы оконные и дверные, кровля.
После завершения работ планируется, что здесь будет учебный корпус Минусинского колледжа культуры и искусства.
С одной стороны, хорошо, что средства нашли – а многие годы это была настоящая проблема. Но вот от первоначального здания в итоге здесь останется не так и много.
– По сути, из «исторического» остается фундамент и наружные стены, – говорит Сергей Чистяков. – Внутренние стены все разобраны, выполнены заново из современных материалов. Лестницы – не на своих местах, очень многое здесь изменилось. Сейчас создается тепловой контур, все оконные рамы выполнены из дерева.
Реставрационные работы подразумевают еще и восстановление различных деталей.
– По своему первому образованию я кузнец-художник, – вспоминает Сергей Чистяков. – Выполнял курсовую работу по кованым элементам этого здания – тут было много интересной ковки. Сейчас некоторые элементы будут восстанавливать или делать заново – это будут балконы, консоли для них.
Мы проходим по этажам. Поражает толщина кирпичных стен – на вид она не менее 70 см. Причем кирпич здесь клейменый: ранее работы по лепке кирпича и поставке выполнялись большим количеством людей, и необходимо было отслеживать качество.
Спускаемся в подвал. Там из силиконовых форм достают элементы лепнины. Такой основательный подход вызывает уважение: столько тратить времени на изготовление различных элементов, когда можно приобрести любую подобную деталь из полиуретана!
– Лепнины здесь было много и разнообразной, – рассказывают нам. – Мы изготавливаем отдельные элементы из гипса по старинным эскизам: сохранилось большое количество фотографий.
Мастер Валерий Чинов работает на объекте уже более года – за это время в причудливых формах, повторяющих то диковинный плод, то резные листья растения, застыли тонны гипса.
Намоленное место
Ну а мы подходим к Спасскому собору, памятнику федерального значения, архитектурной доминанте исторической площади.
– Он строился в несколько этапов, – рассказывает Сергей Чистяков. – Первый датируется 1804–1814 годами. По одной из версий, весьма нетривиально был выполнен ход строительства. Здесь находилась вначале деревянная церковь, и, судя по всему, ее обложили каменным объемом. Получилась церковь в церкви. Потом деревянную разобрали.
Заходишь под старинные своды. Невероятные ощущения – вот она, двухвековая история города, открывается перед тобой. Если бы мы пришли сюда на службу где-нибудь в 1830-х годах, то, возможно, услышали, как здесь поют братья – декабристы Беляевы.
А вот еще спустя век мы бы не обнаружили даже колоколов на храме: чудом уцелел собор, остальные церкви в 30-е годы прошлого века были разрушены.
Но в 1945 (по другим данным, в 1943-м) году город облетела радостная новость – храм решили вернуть верующим.
Но какое же здесь запустение после того, как сюда загоняли тракторы и автомобили! Ни одного стекла в огромном здании. Уничтожены все три иконостаса, повреждены стены. Восстанавливать храм выпало вернувшемуся после нескольких лет Колымы и Хабаровского края отцу Всеволоду Баркову.
Сегодня здесь служит в том числе и иерей Сергий Круглов. Он хорошо известен не только в нашем крае. Является автором нескольких книг – какие-то из них были опубликованы в московском издательстве «Новое литературное обозрение». Постоянный автор интернет-портала «Правмир».
Как и в каждом старинном храме, здесь немало необычных икон.
Я подхожу к Николаю Чудотворцу. Несколько вмятин на облачении, лике: говорят, что это следы от дроби. Но с какой любовью и всепрощением он смотрит на нас!
Театр под каланчой
Не могли мы миновать еще одно значимое здание в городе – речь идет о Минусинском театре, одном из самых старых в Сибири.
– Здание в начале XX века строилось для размещения пожарной части, – объясняет Сергей Чистяков. – Театру определили место в левой половине здания. Наверху постоянно находился дежурный, и как только он видел дымок, он сразу же подавал сигнал.
На самом деле история интересная: много ли театральных зданий с пожарной вышкой на крыше вы видели? А что было делать, если увлеченные искусством горожане уже ставили серьезные постановки, но не было ни подходящего здания, ни надежды, что его построят? В 1888-м выкупили деревянную казарму у купца, плохо отапливаемую и не имеющую освещения.
Тогда было предложено собирать деньги на пожарное депо и наверху разместить театр, что представлялось логичным: с одной стороны, учреждение пожароопасное, с другой – члены пожарного общества были неравнодушны к искусству… Сейчас здание нуждается в реставрации: предполагается, что она начнется после того, как в городе будет отстроен Центр культурного развития, и труппа временно разместится там.
Не может оставить равнодушным дом врача Александра Малинина. С колоннами, выполненными из дерева, в обрамлении из пышной листвы, он выглядит как старинная дворянская усадьба. А ведь именно отсюда берет свое начало история Минусинского музея.
В доме была устроена еще и аптека – а провизора найти было не так легко. И тогда Александр Малинин написал Николаю Мартьянову – несколько лет назад они познакомились в Казани. Увлечение коллеги музеем он поддерживал.
Основатель музея писал: «Распаковывая и приводя в порядок свои вещи, я в присутствии Александра Васильевича развязал ящик с минералогической коллекцией. Он внимательно осмотрел ее и вышел в другую комнату, а возвратившись минуту спустя, преподнес мне прекрасный золотой самородок. «Этих у вас нет! Надо пополнить коллекцию!..»
Совсем рядом – еще одно очень приметное здание. Дом купца, мецената Ивана Гусева, который состоит как бы из двух частей. Вторая – в три окна, мезонин. Сложно поверить, что ему уже более 150 лет. В начале XX века здесь жил археолог Иван Савенков – именно он открыл первые стоянки времен палеолита на Афонтовой горе в Красноярске. Предполагают, что у него останавливался Василий Суриков, когда приезжал в Минусинск.
И это лишь малая часть историй, которые скрываются за фасадами старинных минусинских зданий.
Светлана БУРЕНКО, фото Эдуарда КАРПЕЙКИНА