Глава Сбербанка Герман Греф в ходе состоявшейся на Восточном экономическом форуме панельной сессии «Школа будущего: куда движется мир? Новые образовательные платформы» взбудоражил общественность, заявив: «Одна из моих личных целей – убить экзамены». Какие еще неожиданные тезисы прозвучали во Владивостоке, что стоит за громкими словами и как к ним следует относиться – мнение нашего обозревателя.
Греф расширяет аудиторию
Заголовки новостей, поступавших с Восточного экономического форума, вызывали интерес и даже интриговали: «Глава Сбербанка Греф выступил за отмену школьных экзаменов», «Половина школьников не могут сдать ЕГЭ без репетиторов». Министр просвещения, разумеется, не могла проигнорировать такие громкие заявления: «Васильева рассказала о роли экзаменов в школе».
Если разобраться, ничего нового руководитель Сбербанка не сказал. Его мысли об экзаменах и страхах перед плохой оценкой, о цифровой образовательной платформе и идеальной школе будущего читатели портала ActivityEdu узнали еще в феврале, в материале о частной Хорошевской школе.
Прошло чуть более полугода, и Герман Греф решил расширить аудиторию, выступив во Владивостоке инициатором, хедлайнером, спикером и модератором дискуссии о школе.
Что же побудило президента и председателя правления Сбербанка РФ выбрать для дискуссии столь, казалось бы, далекую от сферы его профессиональных интересов тематику: школа и образовательные платформы?
У вас, уважаемые читатели, для получения ответа на этот вопрос есть выбор: посмотреть почти двухчасовую запись панельной сессии или прочитать отчет с моими комментариями. Итак, обо всем по порядку.
Можно ли советскую школу назвать прекрасной?
В начале панельной сессии Герман Греф поделился мыслями о советской школе:
Меня удивляет, когда говорят, что в Советском Союзе была прекрасная школа. При этом – ужасная экономика. Страна развалилась. Но если была такая прекрасная школа, что же все остальное было так плохо? Представители нашей элиты за границей падали в обморок от изобилия в магазинах». И добавил: «Невозможно сказать, была советская школа хорошей или плохой, потому что никто не измерял качество. Спорить не о чем.
Что это? Возможно, Герман Оскарович таким образом задал тон обсуждения.
Греф проводит опрос и провоцирует
Всем присутствующим в зале было предложено ответить на вопрос: «В какой степени современное российское школьное образование соответствует вызовам XXI века?»
Результаты голосования вывели на экран: «совершенно не соответствует» – 28,4 %, «соответствует лишь отчасти» – 63,2 %, «соответствует по большей части» – 7 %, «полностью соответствует» – 1,4 %. Глава Сбербанка так оценил результаты и настрой собравшихся:
Здесь собралась радикально настроенная аудитория, почти 92 % считают, что нужно что-то менять в школьном образовании.
Когда один из спикеров сообщил, что учителя не хлопали при объявлении результатов голосования, поскольку вряд ли они рады предстоящим изменениям, Герман Греф дал такой комментарий:
Учителя – люди умные, они понимают, что за все эксперименты платить придется им. Когда академик Павлов ставил свои опыты, собачки, как правило, не аплодировали.
Замечу, что шуточки и реплики, которые многие считают неприемлемыми, Герман Греф позволяет себе не первый раз, но у него всегда готов ответ на критику журналистов и читателей. Он призвал журналистов и блогеров относиться с юмором к своим репликам еще семь лет назад:
Неужели умному человеку может быть не понятно, что роль модератора предполагает провокационные реплики, которые подогревают дискуссию? Ребята, ну нужно ведь обладать хоть каплей чувства юмора!
Решайте сами, уважаемые читатели, как относиться к словам о «собачках Павлова».
Платформа персонализированного образования
Далее в программе следовал ролик, из которого участники мероприятия узнали следующее:
- для решения проблем российского образования необходимо перейти на персонализированное обучение;
- цифровизация позволяет создавать индивидуальные программы обучения и развивать у каждого ученика когнитивные и социальные навыки;
- необходимо сменить приоритет с количественных на качественные показатели.
После просмотра ролика Греф предоставил слово Елене Казаковой, академику РАО, директору Института педагогики СПбГУ, научному руководителю АНО «Платформа новой школы». Елена Ивановна сообщила, что под ее руководством создается новая цифровая платформа персонализированного образования. Главные идеи, которые лежат в основе разрабатываемой платформы, таковы: ученик должен работать все 45 минут учебного времени, а не ждать, когда до него дойдет очередь; содержание образования подстраивается под тип интеллекта ученика, способ и скорость мышления; работать нужно в команде, а не индивидуально.
Чтобы читатели смогли точнее понимать идеи академика РАО, приведу цитату:
Учитель – это не тот, кто дает знания, а тот, кто организует образовательную деятельность учащихся при помощи цифровой платформы.
Елена Казакова
И еще одну:
Мы не будем заставлять учить таблицу умножения. Мы сделаем так, чтобы ученик сам захотел ее выучить. Для этого мы дадим ему право выбора образовательной цели.
Елена Казакова
И вот такая мысль:
Самооценка важнее внешней оценки.
Елена Казакова
Уважаемые учителя, нет ли у вас желания прокомментировать слова и идеи Елены Ивановны Казаковой?
Мнения оппонентов
Павел Зенькович, недавно назначенный на должность первого заместителя министра просвещения, выразил несогласие:
Говорить о роли учителя, что это просто организатор? Давайте будем аккуратны со словами. Сейчас нас многие поймут так: учитель открывает аудиторию, включает компьютеры и в чем-то помогает. Нет.
Павел Зенькович
Ярко высказалась Елена Харисова, заместитель проректора ДВФУ:
Мы ничего не знаем о современных детях. <…> Давайте не будем себя обманывать, что мы можем для них спроектировать какие-то системы. Мы продолжаем давать тот же старый контент, но только новым способом. Еще и называем это индивидуализацией. Действительно ли какая-то платформа, которую мы придумаем, решит эту задачу? Не нужно питать иллюзий, что мы сможем чему-то научить, создав инструмент. Нет.
Елена Харисова
Обратили внимание на решительное «нет», прозвучавшее из уст спикеров? Это внушает надежду, что обсуждение высказанных идей продолжится.
Одна из целей Грефа – «убить экзамены»
Складывается впечатление, что затем руководитель Сбербанка решил претворить в жизнь свой давний тезис о необходимости провокационных реплик. Без цитат не обойтись.
Одна из главных вещей, которую я вынес из школы, – я ненавижу процесс оценивания, я ненавижу экзамены. Это катастрофа. <…> Сам процесс таков, что он убивает всяческое желание учиться.
Мы из школы выпускаем людей с инвалидностью. <…> Для оценки он готов что-то делать. Если же оценки нет, то можно расслабиться и ничего не делать.
Одна из моих целей личных – убить экзамены, поэтому мы создаем новую платформу.
Отнестись к этим высказываниям с юмором или увидеть в них до сих пор не дающие покоя детские комплексы – решайте сами. Важнее другое – прозвучала ключевая фраза мероприятия: «Мы создаем новую платформу».
«Мы вкладываем большие деньги»
До этого момента, признаться, я не до конца понимал, почему президент и председатель правления Сбербанка РФ обсуждает вопросы школьного образования. Все стало на свои места после слов Германа Оскаровича:
Сбербанк и наш фонд «Вклад в будущее» инвестируют в новую платформу для школы. <…> Мы вкладываем большие деньги в создание платформы.
Сбербанк давно занимается проблемой искусственного интеллекта, но российские пенсионеры оказались не самой подходящей аудиторией для массового внедрения продуктов на основе ИИ. Однако Герман Греф претендует на лидерство не только в банковской сфере. Он хотел бы, чтобы наработки Сбербанка в области ИИ были использованы в рамках цифровой трансформации школьного образования, в том числе и системы оценки качества обучения.
Глава Сбербанка сообщил, что с 1 сентября 15 школ в России начали работать на новой образовательной платформе. За процессом внедрения следят «опытные» эксперты. Так, например, Герман Греф с гордостью поведал: «Один девятиклассник сообщил, что предыдущая платформа была “отстой”, а новая позволяет делать все что угодно». Инновационный подход к экспертизе образовательных проектов, не правда ли?
Через год, по словам Грефа, можно будет охватить уже гораздо больше школ. Но «мы не хотим монополии. Пусть в стране будет 50 или 100 таких платформ. В мире таких платформ в законченном виде не существует. Мы внимательно изучали рынок».
Ода учителю от Грефа
Понимая, видимо, что в процессе дискуссии в адрес школы прозвучало слишком много критических замечаний, Герман Греф решил переключиться на комплименты в адрес учителя:
Как бы ни критиковали школу и качество подготовки, всегда, когда произносится слово «учитель», его хочется произнести с большой буквы. Перед нами возникает образ тех людей, которые дали нам очень многое в нашей жизни. <…> Эти люди сформировали нас как личностей. Я думаю, что, наверное, важнее человека в образовании, чем учитель, просто не существует. <…> Может быть, учитель является самой главной профессией и профессией будущего в том числе. <…> Все мы в долгу перед этими людьми.
Честно говоря, мне сложно понять, как в речи одного человека сочетаются слова «они сформировали нас как личностей» и «собачки, как правило, не аплодировали». Наверное, у меня с чувством юмора проблемы.
Как все это понимать
Для того чтобы разобраться в цепочке событий и не запутаться в высказываниях многочисленных экспертов, иногда бывает полезно задаться вопросом: Cui prodest? Несомненно, Герман Греф, юрист по образованию, хорошо знает, что ответ на вопрос «Кому выгодно?» многое объясняет.
Что, существует запрос в обществе на радикальное реформирование школьного образования? Нет, только 28 % россиян поддерживают отмену школьных экзаменов.
Может быть, учителя требуют реформ? Нет, педагоги в гораздо большей степени ждут достойного вознаграждения за свой труд при разумной учебной нагрузке.
Тогда в чем дело? Не хочется думать, что панельную сессию о цифровой платформе школы будущего следует рассматривать в качестве «заявки на государственный подряд». У нас, дескать, уже есть платформа на уровне лучших мировых образцов, есть команда из трехсот уникальных специалистов, мы знаем, как учить и как мотивировать школьников, мы уже тестируем систему. И вишенка на торте: платформа – на этом этапе – бесплатна. Осталось произнести слова: «Дайте нам подряд!» Возможно, они прозвучат из уст главы Сбербанка на одном из следующих экономических форумов.
Ни в коем случае не считаю себя противником использования цифровых средств в образовании, но общие слова о цифровой платформе персонализированного образования, прозвучавшие во Владивостоке, не убеждают меня в необходимости ввергать школьное образование в пучину реформ.
У Сбербанка есть замечательные проекты в области образования. Достаточно назвать программу «Учитель для России» генеральным партнером которой выступает ПАО «Сбербанк России» в лице благотворительного фонда «Вклад в будущее», и «Школу 21» – уникальную образовательную инициативу Сбербанка, основанную на методике инновационной французской школы программирования Ecole 4. Эти работающие и приносящие реальную пользу программы позволяют мне испытывать сдержанный оптимизм при размышлениях о проекте «Платформа новой школы».
Оригинальная статья размещена здесь.
Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.