Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. Вся страна уже вторую неделю обсуждает массовое убийство животных в Самарканде в дни проведения международного музыкального фестиваля "Шарк тароналари". Ролики, в котором люди разбрасывают яд прямо на улицах города и травят не только бездомных животных, но и домашних, собрали десятки тысяч комментариев.
Хуже всего то, что теперь многие отказываются верить ветеринарам, называют их всех поголовно убийцами и отказываются вести своих подопечных к ним на прием. И это происходит не только в Самарканде, но и других городах страны. Корреспондент Podrobno.uz встретился с председателем исполнительного комитета Общества защиты животных Mehr va Oqibat Тимуром Ариповым, чтобы понять, что же на самом деле произошло в Самарканде и способны ли эти массовые убийства изменить отношение к животным в стране.
Массовая бойня
На данный момент точное количество убитых животных в Самарканде неизвестно. Можно сказать одно – более 30 человек из разных махаллей сообщили нам о том, что видели отравленных зверей. В разговоре с журналисткой сотрудник службы отлова признался, что приказ травить бездомных животных поступил перед международным музыкальным фестивалем "Шарк тароналари" от хокимията Самарканда и органов внутренних дел. Это было сделано для того, чтобы не случилось нападений на туристов.
Что касается ролика, то на нем четко запечатлены пятеро мужчин. Среди них был опознан ветеринар, который разбрасывал яд.
Получается, что ветеринар сам отравил домашних животных. В таком случае можно поставить под сомнение само значение слова "ветеринар". Фактически, мы боремся с ветряными мельницами, ветеринары должны спасать, а они занимаются уничтожением. В жалобах, которые приходят нам от граждан со всей страны, говориться о том, что убивают животных ветеринары и сотрудники службы отлова. У нас не было доказательств, и мы не могли поверить в это, пока полгода назад в Самарканде одного такого ветеринара не поймали с поличным волонтеры самаркандского ННО.
Второй человек, которого опознали на видеозаписи, – это бывший домком. Он был очень напуган во время разговора со мной, путался в словах, не отвечал на вопросы. Испуганный мужчина рассказал, что к нему пришли сотрудники ветеринарной службы, которым дали приказ сделать вакцину против бешенства домашним собакам, и он просто показал, у кого есть животные. При этом он отказался признавать факт подбрасывания яда.
Мы защищаем права всех животных, но здесь речь идет о нарушении прав собственности, потому что животное, согласно Гражданскому кодексу статья 93, является имуществом человека. Домашних животных травить категорически нельзя. Многие владельцы стерилизуют своих животных, делают прививки, и они не представляют опасности. Мы осуждаем действия людей, которые потравили этих животных в Самарканде. Органам внутренних дел нужно разобраться в данной ситуации. Сейчас к нам поступают заявления от граждан, чьи животные погибли, после мы обратимся в ОВД, но дело в прокуратуру уже передали.
Мы выступаем за диалог и понимаем, что это не просто. Государство не может сразу взять и решить эту проблему. Конечно, интересы человека стоят выше всего, нельзя допускать, чтобы пострадали люди. На сегодняшний день один из действенных методов в борьбе с бешенством – потрава, так действуют не только в Узбекистане, но и в других странах.
Но, с другой стороны, у нас не так много зафиксировано случаев бешенства, и, если бы не убивали домашних животных, случай не произвел такого резонанса. Очевидно, что такая ситуация будет продолжаться, пока не найдут альтернативы в борьбе с бешенством.
Смертельный яд
Яд, которым травили животных в Самарканде, смертельно опасен для человека. Это нам сообщили сотрудники НИИВ, где его изготавливают. Специалисты настолько уверены в его опасности, что даже не проводили клинических испытаний на людях, так как те вещества, из которых его делают, крайне опасны.
Этот ядохимикат выпускается в Самарканде и поступает отсюда по всей республике. Его получают ветеринарные службы только под запись, поэтому в принципе не сложно отследить откуда взялся этот яд и для чего использовался. По словам самих ветеринаров, это вещество используется именно для потравы бездомных животных с целью защитить человека от нападения бродячих собак и в период обострения бешенства.
Нам известен один случай обращения человека за медицинской помощью с признаками сильной интоксикации. Мужчина вместе с сыном пытались помочь отравленному животному, затем обратились в больницу с жалобой на дурное самочувствие.
Травят по всей стране
Общество защиты животных Mehr va Oqibat в течение нескольких лет получает информацию о потравах собак в Навоийской и Самаркандской областях, Каракалпакстане и Ферганской долине. По нашим данным, жители Юнусабадского и Сергелийского и районов на днях также обнаружили мертвых животных. Но выяснить, кто занимается этим, не удается.
Эта проблема существует уже много лет. К нам обращаются люди со всей страны. И повсеместно одна и та же проблема – травят животных, причем не только бездомных, но и домашних.
В 2015 и 2017 годах мы писали в Министерство здравоохранения и в Ташкентский хокимиат, в Министерство чрезвычайных ситуаций, Санитарно-эпидемический надзор и Ветеринарное управление. Получили ответ, что ни одно из этих ведомств потравами животных не занимается. Но, несмотря на это, животные продолжают мучительно гибнуть в страшных агониях и с пеной изо рта, а владельцы не могут понять, что происходит с их питомцем.
Давили всем миром
Что касается собаки, которую сбивали на машинах в Самарканде, – ее хозяева нашлись, собака была украдена 27 августа. По словам владельцев, алабай был привит. И, если он действительно принадлежал этим людям, то угрозы бешенства, для покусанных 16-ти человек нет.
Трое пострадавших осудили жестокое убийство собаки. Мало того, если бы собака была жива, в течение карантина могли бы установить, действительно ли она была больна бешенством. Если бы выявили, что бешенства нет, пострадавших людей отправили бы домой, а сейчас их принудительно удерживают в больнице и делают прививки.
Как бороться с проблемой
Нужно разрабатывать правила, по которым человек может приобретать и содержать животное. Совершенствовать законодательство и внести изменения в постановление Кабинета Министров о деятельности службы отлова и содержании безнадзорных животных, наряду с этим вводить закон о гуманном обращении и значительно повышать ответственность за жестокое обращение с животными.
Кроме этого, необходимо создать муниципальные приюты и легализовать временные передержки, внедрять программу стерилизации и систему чипирования. Это очень сложный путь, но для решения проблемы с бездомными животными, необходимо объединять усилия что бы достичь результата. Только сообща мы сможем начать работу с причиной появления животных на улицах.
PS. Во время нашего разговора Тимуру Арипову позвонила владелица одной из отравленных собак и сообщила что животное эксгумировали и забрали для проведения экспертизы. Остается надеяться, что правоохранительные органы разберутся в ситуации и все виновные будут наказаны.
Не пропусти ничего важного: больше новостей в Telegram-канале Podrobno.uz.