Рубеж XX и XXI столетий во многом стал поворотной точкой в игровой индустрии, именно тогда происходило формирование большинства жанров закладывались основы, ставшие впоследствии каноническими. Касалось это и такого достаточно узкоспециализированного направления, как жанр survival horror - эталоном здесь считается, разумеется, Resident Evil и, в несколько меньшей степени, Alone in the Dark - их же и вспомнит большинство геймеров, если речь зайдет о той золотой эпохе. Между тем, тогда вышло еще несколько игр, если не шедевральных, то уж точно пугающих ничуть не меньше знаменитой «Обители зла», насквозь пропитанных саспенсом, и позволяющих окунуться в атмосферу полноценного фильма ужасов.
Nocturne (1999)
Вскоре после окончания Первой Мировой войны, в период становления и подъема американских спецслужб, при ФБР было создано сверхсекретное управление, занимавшееся расследованием преступлений и происшествий такого рода, что не укладывались ни в рамки официальной науки, ни, вообще, в границы обыденного человеческого сознания. Порождения тьмы, веками существовавшие на периферии цивилизации, страшные тайны, о которых люди предпочитали немедленно забывать, едва только столкнувшись, чудовищные культы и древние ритуалы, появившиеся за тысячи лет до Авраама - все это входило в область интересов новой конторы, получившей не слишком оригинальное название Spookhouse.
Протагонистом является один из ведущих агентов «тайного дома», человек, чье прошлое затянуто тенями, а настоящее вполне отражает оперативный псевдоним - Stranger, ему придется выполнять разнообразные задания, связанные со всевозможными таинственными, необъяснимыми и паранормальными явлениями, происходящими по всему миру, от техасской глубинки до заброшенных германских средневековых замков. Незнакомцу предстоит столкнуться с полным набором чудовищ из классических ужастиков - вампиры, оборотни, живые мертвецы, демоны, гаргульи, даже древние боги, внезапно возжелавшие пробудится от многовекового сна… прямая отсылка к Лавкрафту, кстати, вообще, сюжет буквально переполнен откровенными параллелями с каноническими ужасами. Одним словом, агент Малдер нервно курит в сортире и бьется головой об стену от зависти…
Для тех времен игра обладала невероятной графикой, широким набором возможностей для альтернативных решений проблем (например, оборотней можно отстреливать, а можно ставить капканы и тому подобное) и превосходным сюжетом с крайне неожиданными поворотами, финальная же глава вообще обставлена в лучших традициях Эдгара По… лично мне после «Ноктюрна» на Resident Evil даже и смотреть не хотелось…
Blair Witch Volume One: Rustin Parr (2000)
В 1999 году на экранах появилась «Ведьма из Блэр» - фильм ужасов принципиально нового типа, заложивший направление так называемой псевдодокументалистики и показавший, что для достижения прорывного коммерческого успеха вовсе не обязательно тратить миллионы на декорации, сценарий и ударные спецэффекты, а вполне достаточно обычной видеокамеры, нескольких неумелых актеров, обильно пускающих сопли в объектив, и задрипанного пригородного парка. Сюжет про мстящую всему человечеству за свою безвременную смерть ведьму, чей дух поселился в чащобе новоанглийских лесов, оказался неожиданно привлекательным и в хорошем смысле этого слова, пугающим.
В 2000 году студия Terminal Reality, та же самая, что годом ранее подарила миру Nocturne, выпустила по фильму игру, объединив уже созданную ей игровую вселенную с мифом о ведьме.
Spookhouse заинтересовывается странным маньяком из маленького городка Баркетсвилль, весной 1940-ого года заманившим к себе в дом, а затем убившим семерых детей. Растин Парр, а именно так зовут маньяка, не скрывает, что пролил детскую кровь по воле своей лесной хозяйки, древней ведьмы, и убийства необходимы были для запуска некоего магического ритуала. Расследование не предполагает быть опасным, поэтому в Новую Англию отправляют не прожженного истребителя монстров типа Незнакомца, а Элсбет Холлидэй (оперативный позывной - «док», еще одно пасхальное яйцо, отсылка к культовому персонажу американской истории и культуры «доку Холлидэю») - сотрудника, специализирующегося на научных и паранормальных исследованиях. Однако с первого же дня пребывания Холлидей в Баркетсвилле выясняется, что местные леса хранят куда больше страшных тайн, чем это можно было предположить…
Фирменный стиль Terminal Reality ощущается в каждой локации, диалоге и сюжетном повороте, однако, если «Ноктюрн» походит на традиционный ужастик, кровавый слэшер с выскакивающими из-за каждого поворота чудовищами, то первая часть «Ведьмы из Блэр» больше напоминает неспешно разворачивающийся психологический триллер, когда зыбкая грань реальности внезапно протыкается леденящим кровь клинком ночного кошмара, после чего все временно откатывается на исходные позиции, но лишь для того, чтобы следующее наступление мрака оказалось еще более страшным. Действие медленно, но очень динамично, ужас, запустение и безнадежность захваченного порождениями преисподней маленького провинциального города пропитывают игровой процесс, словно вязкий змеиный яд плоть ужаленной жертвы - именно так и должно быть в любом качественном триллере. Собственно, у игры есть только один существенный недостаток - она очень короткая и завершается прежде, чем успеваешь хоть немного прочувствовать ее подлинную атмосферу…
Blair Witch Volume Two: The Legend of Coffin Rock (2000)
Второй части трилогии о ведьме повезло значительно меньше и разрабатывала ее совершенно иная студия - Human Head Studios. Игра переносит игрока в далекий 1886 год, когда в лесной чаще внезапно приходит в себя некий ветеран Гражданской войны, напрочь лишившийся памяти и непонятно как в этой самой чаще оказавшийся. Он тяжело изранен, его находит и отводит к себе домой маленькая девочка по имени Робин. Пока бабушка девочки выхаживает заблудшего солдата армии северян, пытается выяснить кто же он такой, и, не мудрствуя лукаво, нарекает Лазарем, как чудесным образом спасенного от неминуемой смерти, Робин куда-то пропадает. Новоиспеченному Лазарю прозрачно намекают, что скормленные витамины неплохо было бы и отработать, вооружают револьвером системы Кольта образца 1961 года, и отправляют в таинственные лесные дебри на поиски исчезнувшего дитяти.
Несмотря на то, что некоторые локации оформлены весьма неплохо, звуковое и музыкальное сопровождение так же, в общем и целом, вполне на уровне, игру даже и близко невозможно сравнивать с предыдущей, она проигрывает абсолютно по всем направлениям. Затасканный прием с амнезией и постепенным пробуждением памяти героя, пафосные рассуждения о добре и зле, линейный как единственная извилина в голове клинического идиота, сюжет и акцент на плохо сделанных бесконечных поединках с однообразными монстрами, превратили продолжение (или, напротив, приквел?) «Ведьмы из Блэр» в весьма примитивное и достаточно занудное действо - атмосферу, правда, иногда удается выдержать, но инфернального ужаса, присущего творениям Terminal Reality здесь нет даже и близко…
Blair Witch Volume Three: The Elly Kedward Tale (2000)
Исходя из названия, логично было бы предположить, что сюжет, наконец-то, познакомит нас с той самой ведьмой, а возможно даже, как наивно думал я, приобретая в далеком 2001 году пиратский диск с игрой, позволит пройти хотя бы часть игры от ее лица. Вместо этого главным героем является какой-то не в меру прыткий охотник за нечистью по имени Джонотан Прай, дневник которого уже упоминался в самой первой части. Впрочем, на этом сходство с шедевром от Terminal Reality и заканчивается, потому как игровой процесс вышел еще более скучным и однообразным, чем похождения Лазаря - словно под копирку срисованные друг с друга примитивные локации с жиденькими кустиками, судя по всему, долженствующими изображать глухую лесную чащу, идиотские индейские легенды (кстати, странно но факт - индейская мифология красной линией проходит через все три игры, и вся она полностью высосана из пальца, о реальных лесных духах, вроде вендиго, нигде ни единого слова), тупые как пробка противники, представленные в основном ожившими мертвецами, несколько более сложные, но, все равно, совершенно не страшные, боссы. Столь блистательно начавшаяся трилогия, завершилась если не полным провалом, то, по крайней мере, чем-то весьма к нему близким, ибо в любом survival horror самое главное - это, в первую очередь, атмосфера, здесь же ее практически не ощущается, нормально испугаться невозможно, даже если очень сильно хочется)
Хотя, конечно, в принципе, все познается в сравнении и если вспомнить последнюю Blair Witch 2018 года, то даже неудачная «История Элли Кедвард» на ее фоне покажется недостижимым идеалом…
Necronomicon: The Dawning of Darkness (2001)
Строго говоря, это не полноценный survival horror, в котором необходимо подсчитывать дефицитные патроны и отстреливать самых надоедливых монстров, это - квест. Но квест такой, что по атмосферности и саспенсу может потягаться со многими тематическими хоррорами, особенно с современными.
Игра основана сразу на нескольких произведениях бессмертного Лавкрафта, в первую очередь, на повести «Случай мистера Чарльза Декстера Варда». Главный герой получает от своего близкого приятеля странный артефакт и еще более странные указания никому и ни при каких обстоятельствах его не отдавать, в том числе и самому хозяину. Неторопливое расследование последовавших за этим мистических , все более и более пугающих событий, постепенно приводит протагониста к совершенно шокирующих выводам - на кону стоит ни много, ни мало, конец света и вопрос выживания всего человечества.
Графика достаточно посредственна даже для уровня 2001 года, локации статичны, пейзажи прорисованы далеко не так здорово как могли бы быть… но, играть и получать от процесса удовольствие все это совершенно не мешает, потому как разработчикам удалось главное - создать ощущение иррациональности всего происходящего вокруг, параноидальное чувство того, что за тобой следят даже стены, а в каждом затененном углу прячется нечто невообразимое, только и поджидающее, чтобы к нему повернулись спиной…
Еще следует добавить достаточно разнообразные и интересные загадки, далеко не всегда сводящиеся к пиксельхантингу, логические головоломки и, конечно, неожиданный поворот в финале, когда игрок получает возможность определить дальнейшую судьбу человечества…
Спасибо, что дочитали до конца!