Найти в Дзене
M. K. - РАЗНОЕ

Плёс: частный визит

В Москве осенняя депрессивная погода: пасмурно, промозгло, дожди — последняя декада сентября все-таки. Но вопреки этому настроение у нас было на высоком уровне - впереди был остаток отпуска и поездка в маленький волжский городок Плёс на три дня. Мы предвкушали приятное маленькое путешествие в российскую глубинку.

Выехали утром во вторник под моросящим дождем, который то усиливался, то затихал. Пять часов за рулем, и к обеду мы были уже на месте. Дождь волшебным образом прошел, а через пару часов выглянуло солнце. В отеле, куда мы прибыли, нам гостеприимно предложили выпить чаю, и после него настроение у нас стало благостным и умиротворенным.

Про чаепитие нужно сказать отдельно, чтобы было понятно, почему мир вокруг нам уже не казался таким серым.

Большой чайник с чаем, настоянным на травах. Три вида варенья — черничное, земляничное и грушевое. А какие были ватрушечки-плюшечки, кексы, восхитительный «хворост» - пальчики оближешь! Запахи свежей выпечки и ароматного чая создавали атмосферу домашнего уюта.

Отведали всё и с трудом отвалились от стола, на котором еще оставалось много всяких вкусностей. Похоже, это сразу стал воплощаться девиз местной кухни: «Съесть все вы, конечно, не сможете, но попробовать-то можно»! И он подтверждался на протяжении всего времени нашего пребывания здесь.

Надо сказать, что стол для чаепития нам накрыли на застекленной веранде. Гостиница расположена на самом краю довольно крутого спуска к Волге — такая долина между холмами, обрамленная лесом, со сбегающими к реке деревенскими домами. Отсюда, с веранды, открывался красивый вид на эту долину с уже обозначившимися осенними красками. К этому времени хмурые облака несколько поредели, в них появились прорехи, сквозь которые проглянуло солнце. Это добавило красок открывающему с веранды виду. Наше настроение стало просто отличным.

Приятно удивила гостиница: три деревянных деревенских двухэтажных дома вокруг уютного дворика с еще зелеными яблонями, кустами сирени. По двору расхаживали два больших симпатичных кота. Весь двор оформлен различными предметами деревенского быта: деревянные корыта, стиральные доски, палки для отбивания белья, колеса от телеги, тут и там — огромные тыквы, осенние цветы. Все это составляло продуманный декор двора. Интерьер ресторана и всех комнат был продуман и оформлен в русском стиле с вышивками, ковриками, куклами, цветочными композициями и множеством всяких мелочей. «Изюминка» при входе во двор — одна из яблонь увешана мужскими галстуками. Видимо, это здешняя традиция — гости оставляют свои галстуки на этом дереве, как знак признательности за гостеприимство. Жаль, я сюда приехал совсем без галстука.

Атмосферу этакого «ретро-уюта» дополняла ненавязчивая музыка. Это были старые русские и французские песни 20—30-х годов, звучащие как бы со старых патефонных пластинок.

Почему французские? Ах да, я совсем забыл сказать, что это русско-французский отель в этой российской глубинке. Хотя французского (кроме мужа хозяйки гостиницы) здесь было немного — вот эти песни, богатое содержание винной карты и некоторые блюда в меню ресторана.

Но о кухне — отдельно. Оно стоит того.

О чём еще обязательно нужно упомянуть — о чистоте. Чистота везде — и во дворе, и в комнатах. И, что не очень-то характерно для наших гостиниц, исправность всего оборудования, включая сантехнику. Вот нет здесь «совковости»! Нет ее и в отношении персонала отеля к гостям — одно приятное и теплое радушие. Было видно, что нам здесь искренне рады.

Прошлись по территории гостиницы. За домами с номерами для гостей был тот самый спуск, видимый с веранды, где мы пили чай. На нем на разных уровнях устроены деревянные террасы с чайными домиками и беседками, утопавшими в зелени, а в самом низу был еще один гостевой дом. Все это удивляло и радовало тем, как здорово и продуманно это обустроено. Представляю, как хорошо здесь чаевничать летом на открытом воздухе и любоваться красивым видом.

Пошли гулять по городу. Сразу оказались на Соборной горе, доминирующей над городом. С нее можно сразу охватить взглядом весь Плёс, его красивые православные храмы, его набережную, Волгу, простор реки и убегающий далеко-далеко лес на противоположном берегу. Вот они — левитановские пейзажи!

-2

Левитан приезжал сюда писать картины, этюды с друзьями-художниками три года подряд с 1887. Помните его полотно «Над вечным покоем»? Вот она, эта часовенка, словно сошедшая с картины.

Мы много гуляли по городу и в этот день, и на следующий. Прошлись по набережной Волги, зашли в музей Левитана, в музей пейзажа, поднялись на гору к той самой часовенке…

Очень понравился сам город — чистый, ухоженный, спокойный. В музеях прекрасное собрание картин. Приятное впечатление оставила экспозиция работ местных, костромских художников. Не смог удержаться и купил один пейзаж — вид на вечерний Плёс со стороны Волги с полной Луной, и один натюрморт — ваза с букетом цветущего жасмина.

-3

В эти три дня нас наполняло какое-то непередаваемое чувство радостного покоя. Наверное, причина этого — в этой спокойной красоте русских просторов, уже окрашенных цветами осени: клены в багрянце, желтые березы и осины, но на них еще много зеленой листвы. Фоном — темные ели…

-4

Ужинали в ресторане. Тот самый интерьер в русском стиле, который я уже пытался описать, та же ненавязчивая музыка, улыбчивые милые официантки… К нам неспешно, с каким-то важным достоинством подошел кот рыже-белого окраса (пушистый, длинношерстый) — Жульен Апельсинович Цукерман. Так нам представила его хозяйка, пояснив, что он и еще три кошки являются штатными сотрудниками отеля. Жульен Апельсинович прыгнул к нам на диванчик, прошелся, мурлыкая, по коленям и пристроился рядом. Он был очень воспитан, с хорошими манерами, ненавязчив, просто лежал рядом, не мешая нам ужинать, но при этом создавая атмосферу домашнего уюта.

А на ужин нам бог (в его качестве в этот вечер выступал шеф-повар этого заведения, и, действительно, вкус у поданных нам блюд был божественным) послал следующее:

— баклажанчики — рулеты с вкуснейшей начинкой;

— нежные пельмени с белыми грибами, с поджарочкой на боках и с ах-каким соусом;

— филе карпа (как они умудрились сделать так, что в нем не было ни одной косточки?!) с вкусной поджаристой корочкой на подушке из печеных тонких ломтиков яблок (жена была так очарована этим блюдом, что в следующий вечер повторила его);

— телятина в брусничном соусе с домашней картошкой, жареной с чесночком. (На следующий вечер, чтобы не повторяться, я взял сочные и нежные утиные котлетки и не был разочарован.)

Настойка на калгане в маленьком запотевшем графине гармонично дополняла эти блюда.

На следующий день за ужином я подробнее изучил винную карту. Удивило разнообразие выбора французских вин — чувствовалось, что хозяева отеля имеют какое-то отношение к Франции. На этот раз взяли вино: я — красное, жена — белое к рыбе. Увы, память не удержала названия этих вин, помню только, что это было бордо.

После отличного ужина, казалось, что сильнее порадовать нас кулинарией уже невозможно, но завтрак на следующее утро таки восхитил.

Завтракали на той же веранде с красивым видом за окнами. Играла спокойная музыка под тихий шорох патефонной иглы, и Жульен Апельсинович снова почтил нас своим присутствием. И от запаха домашней кухни сразу потекли слюнки…

Горячие хрустящие гренки, к ним паштет из печени индейки и красная икра со сливочным маслом, домашний йогурт, разнообразная выпечка (булочки, кексы, круассаны…), свежевыжатый апельсиново-яблочно-морковный сок и опять три вида варенья к чаю — земляничное, черничное и абрикосовое с косточками, то есть не с косточками, а с тем, что внутри косточек (ядрышки? Но ядрышки — это что-то округлое. Семечки?). Я еще не упомянул про омлет с ветчиной, помидорами, зеленью, и про томленые в горшочке каши (разные, мы попробовали пшенную с тыквой и из пяти злаков). Все было такое вкусное! Но съесть все было, увы, невозможно.

Этот праздник живота повторился и на следующее утро, а в полдень нам предстояло покинуть это прекрасное место.

-5

…Кажется, я ничего не упустил, стараясь поделиться с вами впечатлениями от посещения Плёса — старинного русского городка на Волге. Ах да! Как завершающий штрих — на прощание в дорогу нам дали пакет с только что выпеченными, еще теплыми пирожками с мясом и капустой. Какие же они были… м-м-м-м… язык проглотишь!

Лишь отъехали — пошел дождь, и он лил всю обратную дорогу. Плёс уходил от нас всё дальше и дальше, скрываясь за зыбкой пеленой дождя. Впереди нас ждала Москва с её рабочими осенними буднями…

-6