Найти в Дзене

К. Циолковский, "Нирвана" (отзыв на книгу)

К. Э. Циолковский НЕ понимал, что наш мир инфернален. Небольшую работу «Нирвана» К.Э. Циолковский издал в 1914 г., в очередной раз, на собственные деньги. В ней он поднял вопрос об отрицательных и положительных эмоциях человека. Общее черты, в этой работе, с ноосферным мировоззрением Роберта Бартини у него есть, но именно общие черты, расхождений намного больше. И главное расхождение здесь, он понятия не имел об инферно, и, соответственно, теории инфеорнальности. Здесь нужно отметить, что христианство, включая православие, признаёт понятие инферно – безмерного страдания живых организмов на Земле. Но оно возлагает ответственность за него на женщину, и исходит из того, что этим страданием все живые существа на Земле наказаны Богом за её первородный грех. Ноосферное мировоззрение с этим не согласно, признавая понятие инферно, оно исходит из того, что ответственность за него должен нести только тот, кого христиане держат за Господа Бога, при условии, конечно, что он существ

К. Э. Циолковский НЕ понимал, что наш мир инфернален.

Небольшую работу «Нирвана» К.Э. Циолковский издал в 1914 г., в очередной раз, на собственные деньги. В ней он поднял вопрос об отрицательных и положительных эмоциях человека. Общее черты, в этой работе, с ноосферным мировоззрением Роберта Бартини у него есть, но именно общие черты, расхождений намного больше. И главное расхождение здесь, он понятия не имел об инферно, и, соответственно, теории инфеорнальности.

Здесь нужно отметить, что христианство, включая православие, признаёт понятие инферно – безмерного страдания живых организмов на Земле. Но оно возлагает ответственность за него на женщину, и исходит из того, что этим страданием все живые существа на Земле наказаны Богом за её первородный грех.

Ноосферное мировоззрение с этим не согласно, признавая понятие инферно, оно исходит из того, что ответственность за него должен нести только тот, кого христиане держат за Господа Бога, при условии, конечно, что он существует. Иван Ефремов в романе «Лезвие бритвы» выразил эту мысль так:

«Получить лучшее, создать совершенство природа может лишь через бой, убийство, смерть детей и слабых, то есть через страдание, — наращивая его по мере усложнения и усовершенствования живых существ. Это первичный, изначальный принцип всей природной исторической эволюции, и он изначально порочен. Поэтому понятие о первородном грехе, издревле обрушенное на женщину, должно быть перенесено на неладную конструкцию мира и жизни, и, если бы был создатель всего сущего, тогда это — его грех. Ибо мыслящему существу нельзя было не подумать об облегчении страдания, а не увеличении его, какая бы цель ни ставилась, потому что все цели — ничто перед миллиардом лет страданья».

А в «Часе Быка» он очень существенно развил эту мысль и вывел из неё теорию инфернальности, на которой я, пока, останавливаться не буду. Детально мы её разберём, когда я буду публиковать отзывы на книги И.А Ефремова. Но суть будет уместна и здесь, каждый человек, и каждое высшее существо, в нашем мире, живёт под смертным приговором, вынесенным ему с рождения, и это усугубляется бесчисленным количеством страданий неизбежно выпадающих на долю каждого.

Повторяю, всего этого К.Э. Циолковский не понимал и близко. В указанной работе он исходит из того, что количество положительных и отрицательных эмоций, выпадающих на долю человека, приблизительно одинаково. И он очень далёк от мысли, что отрицательных эмоций, в силу инферно, намного больше.

Второе его глубокое заблуждение – он считает эмоции, как положительные, так и отрицательные, скорее, вредными, чем полезными, и они нам больше мешают, чем помогают. Именно такое у него состояние нирваны – это состояние без эмоций. Идеальным же было бы, если бы при этом человек был способен на хорошие поступки и деятельность.

Ноосферное мировоззрение же исходит из того, что мир эмоций имеет огромное значение, и у Ефремова самой могучей организацией Земли является Академия Горя и Радости, глубоко изучающая эти состояния, как главные составляющие чувства прекрасного, главного чувства в человеке и в нашем мире, высшим проявлением которого является любовь.

В общем, должен сказать, что понимание мира горя и радости Циолковским весьма близко к известному выражению: «Мона Лиза, да Винчи, это двести грамм краски, размазанные по холсту».

Конечно, здесь нельзя судить строго. К.Э. Циолковский только закладывал фундамент того, что потом обобщил и невероятно продвину Р.Л. Бартини. И здесь хорошо видно, что он мыслил, или, как минимум, пытался мыслить в правильном направлении. Но от понимания красоты, как высшей драгоценности в известной нам реальности, до чувства прекрасного, основу которого составляет мир горя и радости, и мир счастья и печали, и до того, что чувство прекрасного и любви формируется и проявляется, именно на этой основе он безнадёжно далёк.

Безусловно, рекомендую книгу к прочтению, эволюция ноосферного мировоззрения, на её примере видна очень наглядно.

Моя первая публикация отзыва на "Айри".

Мои отзывы на «Айри».

Предыдущий отзыв здесь.

Если понравился отзыв — ставьте лайки, подписывайтесь на канал, делитесь отзывом в социальных сетях и на других ресурсах, читайте другие мои отзывы, пишите комментарии.

Друзья канала:

Журнал научной фантастики и фэнтези «Странники».

Канал «Странники». Журнал фантастики.