В общем и целом диспозиция складывалась следующая:
- Я ехал в машине без возможности коммуникации с водителем.
- Моим провожатым был малознакомый геолог, английский которого я улавливал с трудом, ввиду крайне непривычного произношения и словарного набора.
- Связи с остальной группой надёжно не было, потому что либо они тупо не включали телефоны, либо бессовестно задерживались с перелётом.
- Мы ехали к железнодорожным мостам, расположенным где-то в бескрайних красноватых полях между Нагпуром и ещё более провинциальным Чандрапуром. И хотелось спать.
Впрочем, не было повода расстраиваться. Буря внутри утихала, вокруг лежала совершенно неизвестная страна и впереди намечалось немало интересного.
Первым делом я решил понять, как меня называет мой проводник.
- Правин, ты не мог бы мне объяснить, как ты меня называешь? Я не понимаю, что это значит.
Тот пустился в сбивчивые объяснения, включающие историю деловой переписки с респондентами с нашей стороны, описание перечня лиц, собиравшихся в Индию, краткий экскурс в деловой этикет и тому подобное.
- Да я в целом в курсе, спасибо! Ты только скажи, как ты меня называешь?
Тот смутился и произнёс нечто длинное, свистящее, щёлкающее и неуклюжее. Я вслушался и попросил ещё раз.
Он повторил.
Я задумался и надолго замолчал, пытаясь осмыслить услышанное и постичь, каким образом я стал именоваться именно так. Пауза становилась неловкой. И тут он её нарушил.
- Если тебе не нравится, когда тебя так называют, то ты просто скажи, как надо и я буду называть тебя так.
Предложение было милым, безусловно, но разгадки не давало.
И тут меня осенило.
- А можно ещё раз повторить?
Он снова повторил и разгадка стала ясна и понятна, как день. Я разразился совершенно бескультурным гомерическим ржанием: какой-то надмозг, отправлявший меня в Индию, переводил название моей должности. Слово начальник он перевёл, судя по всему, а инженерные изыскания херанул транслитерацией. Инженерные Правин осилил, а вот изыскания - нет. Таким образом, я стал именоваться не хуже любого средневекового идальго, эпически длинно и пафосно: Мистер "Инженерные ...фамилия..". Фамилия у меня длинная, а для индуса ещё и малопроизносимая.
Я отдышался, вытер слёзы и спросил:
- Правин, твоё полное имя mr. Senior Geotechnician Praveen Kumar?
- Безусловно, нет! Можно просто Правин! А первые два - это вообще должность!
- Дык вот, мой геотехнический товарищ. Меня зовут Андрей.
- Господи, как просто! А вот это всё??
- А вот это всё должность и фамилия, которую тебе всё равно не выговорить!
... обстановка вроде разрядилась, но мы приехали и вот тут я стал беспримерно косячить, как потом оказалось. Но понимание этого оказалось наступило потом, а пока мы проследовали непосредственно к месту производства работ...
Здесь я вынужден сделать небольшую ремарку для понимания читателем сути происходящего:
Контора, в которой я работаю, была призвана для создания проекта организации скоростного движения поездов на одном из участков центральной индийской железной дороги. Для проекта нужны разнообразные изыскания, все перечислять не буду, но в них так же входит геология и геофизика, для которых были наняты местные исполнители. По получении первых результатов стало ясно, что либо мы чего-то не догоняем в связи с трудностью перевода, либо индусы как-то вольно интерпретируют предписанные методики, либо они просто безбожно косячат. Для разрешения этого вопроса я и прибыл.
Всю тысячу километров осилить было, безусловно, нереально в короткие сроки, но вот пройтись по ключевым участкам и посмотреть, что и как они там делают, для правильной интерпретации, было возможно. Этим я и занялся. Ремарка окончена ).
... Мы подошли к мосту, построенному наверняка индусами, с помощью английской техники, под английским руководством и по английскому проекту во времена как минимум Джорджа Эвереста.
На пыльной базальтовой скале, пропечённой индийским солнцем, в его лучах поджаривались несколько очень смуглых парней, под руководством чуть менее смуглого инженера. Они обслуживали установку, послужившую бы неплохим реквизитом для стиманкового фильма навроде "Безумного Макса". Древняя груда железа, оснащённая прародителем современных двигателей внутреннего сгорания и ременными передачами, вгрызалась в базальт. Никакой гидравлики, только механика, только хардкор!
Парни пахали за пятьсот рупий в день и бурили этим порядка десяти метров в сутки. Я проникся уважением и подошёл знакомиться.
Тут и началось необъяснимое. Когда протянул руку инженеру в жилетке и белой каске - тот представился, улыбнулся и всё прошло нормально. Затем я переместился к рабочим, а они...
...впали в ступор и не подавали рук. Смотрели на инженера и моего провожатого. Те изумлённо и растерянно смотрели на меня. А я смотрел на них и не вкуривал, что происходит.
- А! У вас руки грязные! Не парьтесь, я щас все равно образцы буду брать смотреть, так что всё равно запачкаюсь. Я решил, что нашёлся.
Но ничего подобного. Так и стояли некоторое время, я - с протянутой рукой и глупой улыбкой, а рабочий напротив меня - с серым лицом и испуганно направленным в сторону руководителей взглядом.
В этот момент я почувствовал себя налоговым инспектором в мелкой конторе, аффилированной крупному исполнителю госзаказа.
- Чё за хрень? Спросил я.
Парни по-английски не понимали, зато поняли инженеры. Правин кивнул и буровик таки пожал мне руку. Не улыбнулся, что-то пробормотал и отошёл. Я подошёл ко второму, история повторилась, так было и с третьим. И все выглядели так, как будто им дали погладить кобру.
Дальше я не стал запариваться, полез смотреть инструмент и образцы, потом обсудил ряд технических вопросов с местным инженером...
Потом бурение продолжилось, и пока снаряд вращался, я подошёл к Правину и стал спрашивать, почему парни работают без перчаток, где они живут, как питаются и прочие разные моменты.
Тот отвечал неохотно, но всё же удалось из него вытянуть, что в пятьсот рупий в день входит покупка перчаток, это дело добровольное, едят они самостоятельно, а живут там, где сами хотят.
Я попросил показать. Он исполнил.
Таки есть ещё места, где сочинять бардовские песни! Только в них можно неиллюзорно запечься )
...Одного моста на первый день было достаточно, пора было ехать домой, тем более что остальная группа объявилась и место расположения гостиницы перестало быть тайной. Ехали практически в тишине, глядя на бескрайние поля хлопка, я с одной стороны, а мой друг - геотехник - с другой.