Вот уж где разнообразие типажей, так это здесь, на дне. Там, на вверху, все по шаблону. Там свои правила и свои законы, одинаковые машины и губы с ягодицами тоже под копирку. А на дне такое видовое разнообразие, что и представить невозможно. Вот Сергей, он здесь давно. Из своих 65 лет в общей сложности 25 он провел в местах не столь отдаленных. Началось все еще много лет назад, вернувшись из армии, весело отмечал дембель. Как и за что он ударил ножом какого-то парня не помнит сам. Один удар и все... Парня нет, а Серега на долгие 10 лет лишился свободы. Ну а потом как в кино - вышел - сел -вышел -сел... У него нет своего жилья, нет семьи. Последние 8 лет он "завязал", устроился уборщиком в зоопарк, там же и живет. Смотрит на обезьянок в клетках и ... Да нет, ничего он не вспоминает, он примитивный до тошноты. Простой, как амёба.
А вот Валера, интересный персонаж. Сразу после развала СССР быстро сориентировался, уволился с военной службы и занялся бизнесом. Тяжелые были 90-е, но он выстоял, капитал сколотил. Не олигарх, конечно, но на коне сидел крепко. Но, как говорил Соломон - все проходит. Поехал Валера в Крым и повел там его друг в казино. Ну казино, это, конечно, громко сказано, домик с игровыми автоматами. Из Крыма Валера возвращался в плацкартном вагоне пассажирского поезда. Вернулся домой он законченным лудоманом и весь бизнес за пару лет перетек в игровые залы. Но даже потеряв все, не остановился, а продолжал играть в долг. Кредиты, займы, просрочки...
Человек удивительное существо - он способен привыкнуть ко всему. То, что еще вчера казалось страшным и недопустимым, сегодня ты уже ищешь в этом плюсы, а завтра вроде уже и нормально в этом состоянии живешь. Валера работает охранником на стоянке и мечтает, как снова откроет свой магазин...
Алена росла в семье офицера. Хорошо училась в школе, поступила в институт. Но тут у отца случился бес в бороду, а мать не пережив измены взяла и повесилась в ванной. Отец пол года пил, а потом женился на любовнице и осталось Аленка одна. Как то рухнуло все в один миг. Институт был брошен, а на дворе 90-е. Все можно, ничего не стыдно. И понеслось. Где ее квартира, она не помнит - что-то когда-то подписала , а утром пришли чужие люди и выгнали ее. Сегодня глядя на беззубую, со сломанными ногтями женщину невозможно представить, что это та самая офицерская дочка. Просыхать она не хочет, она просто не знает, что делать и как смотреть на этот мир трезвыми глазами.
Мария здесь недавно, еще стыдливо прячит руки без маникюра, еще чистая и довольно приличная одежда. Дочь хотела вылечить, она у нее наркоманкой была. Свято верила Мария, что главное не сдаваться, что все можно исправить. Клинику хорошую посоветовали, дорого правда, но квартиру заложила и отправила. Дочку не вылечили, сбежала она. А квартиру выкупить не смогла, не рассчитала Мария свои силы. В школе, в которой работала, прямо директор сказала - свою воспитать не смогла, как чужих воспитывать будешь и предложила уйти по "собственному" желанию. Ушла. Можно было бы репетиторством заняться, но городок маленький, все друг друга знают, да и куда учеников приглашать - квартиры то нету. Полы моет, собак выгуливает, на хлеб хватает. О завтрашнем дне не думает.
Дно. Кто виноват? Сам человек? Общество? Государство? Бог? Еще в начале ХХ века об этом писал Горький. Обитатели ночлежки Костылёва в драме «На дне» – сегодня это как раз и есть наши бездомные – на протяжении всей пьесы жалуются на несправедливость общественного устройства, на человеческое равнодушие, которые сделали их такими, довели до «дна».
Люди оказываются «на дне» жизни не столько из-за общественной несправедливости или тяжелых обстоятельств, сколько из-за собственной ошибочной психологии. Они винят в своих неудачах всех вокруг. Вместо того, чтобы пробовать снова, карабкаться, бороться… они жалеют себя, они бездействуют . И вместо того, чтобы признать: «Да, я пострадал. Но я человек, и у меня есть воля выбирать свою жизнь» — они ищут себе оправдания. Оказаться на дне может любой человек. Но не потому, что нет собственного жилья или постоянной работы. Как только мы начнем оправдывать себя, говорить: «я не работаю, потому что для меня нет достойных должностей», мы повышаем свой риск оказаться в числе героев драмы «На дне».Когда мы ставим свои принципы выше любви к людям; когда предаем своих родных и друзей, когда чрезмерно тщеславны и самоуверенны.