Цыганки принялись готовить еду. Настя бросилась помогать им.
- Ты куда? Зашипела на нее Наташа, это – рабыни. Пойдемте все в сторонку, надо кое-что обсудить. Как вы думаете, чем мы будем есть? Палочками! А вы умеете, а элементарные правила этикета знаете? Проведем маленький ликбез.
Нас ждет важнейший обед-прием, от которого, может быть, зависит наша жизнь, и мы не имеем права ударить в грязь лицом. У японцев, в отличие от русских, каждая мелочь важна. Вот две палочки, не очень прямые, зато почти равные. Найдите похожие, здесь полно валяется, и, главное уравняйте по длине, толщина не так важна.
Теперь смотрите внимательно. Первая палочка не двигается, широкий конец (будем считать этот условно широким) на сгибе между большим и указательным. Палочка проходит под большим и лежит на среднем пальце. Вторая палочка – между указательным и большим, подвижная. Она должна быть выше первой. Тонкие концы должны соприкасаться, чтобы не было пересечения. Не так, а так. Витя, только верхняя палочка должна двигаться.
- Да у меня рука трясется.
- Это неудивительно, но постарайся взять себя в руки. Я думаю, будут общие палочки, ими и накладывайте. Своими в общее блюдо не лезьте, разве, что толстыми концами, с которых не жевали. Дадут рис, подносите миску ко рту, не возбраняется.
Так, что еще? Не втыкайте палочки в еду, не используйте, как вилки, не перекрещивайте, на людей палочками не показывайте.
Теперь о другом. Отказываться пить после произнесенного тоста считается неприличным, но вы можете только пригубить, или сделать вид, что пьете. Перед своим тостом говорите кампай, и после любого тоста со всеми вместе.
- А это что?
- Осушим бокалы.
Ели под навесом, удобно устроившись на ковре, посередине которого стояло несколько низких столиков. Расселись. Перед каждым стояло две миски: одна с рисом, другая с лапшой, палочки и рюмка. В центре каждого столика стояло большое блюдо с кусками рыбы и мяса, графин саке и общие палочки. Водку подливали цыганки, наши герои отказались от их услуг, только попросили принести воды.
Перед тем как выпить рюмочку саке, самураи произносили тосты один витиеватее другого. Студенты отвечали проще, только Сережа с Наташей поддержали престиж, вспомнив длинные еврейский и грузинский тосты. Настя с веселым удивлением поглядывала на Витю, который весьма ловко орудовал палочками.
- Вот, что делает с человеком голод!
Когда каждый произнес по тосту, между которыми, весьма плотно поели, Хашимото подал знак, и со столов быстро убрали.
- Ну а теперь мы будем пить чай и разговаривать. В походе мы обходимся без церемоний, но надеюсь, сам чай гостям понравится.
_________________________________________________
Приемные экзамены в гимназии были в начале лета. Дима выдержал их, и его основательно стали готовить к дальнейшей учебе. Всякие увлечения продажей газет, каруселью и прочими делами были приостановлены. Лиза записала Диму в библиотеку. Надо было не отставать от сверстников и как-то улучшать полудеревенский язык. Об этом говорили и Соколовы. И Дима взялся за книги. Жюль Верн, Майн Рид, Марк Твен. Такие книги, как «Граф Монтекристо», «Всадник без головы», «Приключения Тома Сойера» так увлекли, что он стал читать запоем. Теперь уже мать просила:
- Да хватит, Митя! Попортишь глаза. Иди, погуляй.
Сшили серую шинель с блестящими в два ряда металлическими пуговицами и хлястиком, такой же серый кителек и серые штаны. Купили форменную фуражку и новые сапоги. Приобрели также новую сумку, необходимые учебники, тетради, дневник и пенал.
Потомок сибирских чалдонов был готов штурмовать науки в привилегированной классической школе – гимназии.