Основными достижениями активной борьбы женщин за свои равные с мужчинами права в обществе и браке являются свободная независимая одинокая женщина, ищущий спутницу жизни одинокий мужчина и долгосрочные отношения со взаимными обязательствами (long-term committed relationship).
Сравнительные исследования показывают, что наименьшим уровнем физического и эмоционального состояния отличаются замужние женщины, затем следуют одинокие мужчины, потом одинокие женщины, и лучше всех себя чувствуют женатые мужчины. Если эти оценки верны, то можно предсказать следующие тенденции на ближайшее будущее: женщины будут стремиться избегать замужества и обеспечивать свою независимость, а мужчины будут стремиться к браку, но поле выбора партнера будет сужаться. В целом брачные перспективы довольно мрачные.
В современных обществах долгосрочные отношения вступают в конкуренцию с браком. Поскольку в отличие от брака сложно однозначно сказать, в каких отношениях находится та или иная пара, разрабатываются различные критерии, по которым можно судить о характере отношений. Эти маркеры отношений с обязательствами довольно любопытны, поскольку они явно говорят о том, что в браке негласно подразумевается. Например, в американском обществе пары, отношения которых представляют аналог брака, имеют ключи от совместного жилища, делают покупки с учетом запросов партнера, вместе проводят отпуск, говорят о своих телесных функциях, вместе планируют будущее, делятся паролями в аккаунтах, проявляют заботу друг о друге, принимают решения с учетом интересов партнера. Показательно, что в этом перечне линий связи партнеров отсутствует линия потомства. По сути, долгосрочные отношения со взаимными обязательствами представляют собой более обстоятельный вариант свободного союза мужчины и женщины, о котором радели идеологи феминизма.
В отличие от брачного союза такие отношения легче прекращать в первую очередь формально и экономически. Но этого нельзя сказать относительно облегчения душевных страданий при расставании, если исходить из точки зрения, что природа человека и любви остается неизменной. Если же предположить, что новообразования социума влияют на душевную жизнь человечества, то будут постепенно формироваться установки на уменьшение страданий при разрыве отношений. Одним из очевидных способов добиться минимизации ущерба от любовной травмы является снижение накала любви в момент ее возникновения, что в перспективе будет означать вступление в отношения с обязательствами в отсутствии любви.
Результаты американских социологических опросов показывают, что в браке находится только половина жителей старше 18 лет, возраст вступления в брак увеличивается и составляет 30 лет для мужчин и 28 лет для женщин. Долгосрочные отношения интересуют около 80% одиноких взрослых, но те, кто смог найти подходящего партнера, добавляют к половине жителей, живущих в браке, только 7%, правда, их количество неуклонно увеличивается. Хотя брак еще не окончательно сдал свои позиции, сторонники традиционных представлений о союзе мужчины и женщины с большой тревогой воспринимают современные тенденции, начало которым положил феминизм.
Полюбопытствуем о перспективах брачного союза в контексте иных религиозных традиций. Раввин Ашер Кушнир в своих лекциях по вопросам брака отмечал, что положение женщины изменилось, она добилась многого, может выбирать, с кем быть или оставаться одной. Однако мужчины не изменились. Отсюда конфликт, поскольку внутри семьи феминизма нет. В силу того, что женская душа спроектирована быть частью мужской души, муж занимает центральное место в жизни женщины. Самые близкие отношения возможны только между мужем и женой: как говорится, жить душа в душу. Но для этого нужно иметь способность и стремиться построить свой душевный мир. Когда происходит связь на основе душевных миров каждого, она устойчива. Если у вас нет душевного мира — не обманывайте себя, ищите, кто вас материально обеспечит. Чего хочет женщина от мужчины? Современный ответ — денег, денег, денег (здесь срабатывает механизм компенсации). На самом деле, подчеркивает Ашер Кушнир, женская душа, как она сотворена, хочет любви, внимания, теплоты, ласки, семьи, связи с мужем.
Исламский философ Гейдар Джемаль считал, что преодоление извечной борьбы полов возможно на пути исламской модели семьи, которая устанавливает не мир, но успешное перемирие. В этой модели реальные отношения строятся на учете интересов сторон. Женщина хочет защиту, материальные права для себя и детей. Мужчина заинтересован в том, чтобы женщина продолжила его род. Чувства, романтика, любовь уводятся на второй план, но не отбрасываются совсем. Если нет любви, то можно разойтись, но с условием обеспечения жены до нового замужества. Возможно, с учетом того, что человек — слабое существо, разрешается многоженство. Примечательно, что, согласно опросам, основным препятствием к принятию еще одной супруги мужа является ревность, которая побуждает женщину искать изъяны у другой жены.
Приверженцы традиционных взглядов на брачный союз находятся в явном меньшинстве, и общество продолжает свой масштабный эксперимент в поисках формата идеального союза мужчины и женщины. К сожалению, эти поиски лишь в малой степени опираются на достоверные знания в том числе и потому, что достижения науки в этой области скромны. Тем не менее стоит познакомиться с одной из концепций брачных отношений, предложенной основателем аналитической психологии.