Найти тему

1841 год, июль. Почему Россия "немытая"? Вопрос Лермонтову

М.Ю;  Лермонтов Портрет работы неизвестного мне художника. Буду весьма признательна, если кто нибудь из  любезных читателей подскажет.
М.Ю; Лермонтов Портрет работы неизвестного мне художника. Буду весьма признательна, если кто нибудь из любезных читателей подскажет.

Признаюсь, меня всегда смущало это стихотворение Михаила Юрьевича. Вот давайте разберем по строчкам:

1 Прощай, немытая Россия

Что значит прощай? Лермонтов не собирался возвращаться с Кавказа?

Почему Россия немытая? Лермонтов считал что его современники не соблюдают гигиены? Или пенял простым крестьянам на "чумазость"? То есть. он их презирал?

2 Страна рабов, страна господ

Рабы в перечислении идут впереди господ. Почему? Рабами иногда (далеко не все и не всегда) называли крепостных людей, это было распространенным термином, но негативного смысла оно не несло.

3 И вы, мундиры голубые,

Вот, извольте посмотреть на фото жандармской формы того времени. Поэт, ко всему прочему, был дальтоником?

фото жандармского мундира 30 годов 19 века  из  собрания Военно-Исторического общества России
фото жандармского мундира 30 годов 19 века из собрания Военно-Исторического общества России

4 И ты, им преданный народ

В каком смысле преданный? В том ли, что простой народ преданно служит "голубым мундирам", то есть переводя с поэзии на прозу - "все стучат на всех"? Или в том. что жандармы клялись в верности народу и эту клятву не сдержали?

Второе четверостишие стихотворения, тоже загадочное, в данном случае можно опустить - там поэт надеется, что перевалив за Кавказский хребет он .... скроется от всевидящего ока и всеслышащих ушей неких "пашей", то есть наместников главы государства. Немного смахивает на маразм.

Решено: я повидаюсь с Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в ночь перед дуэлью, когда уже ничего не возможно будет изменить, и порасспрошу у него о "Немытой России"

15 июня 1841 года. Раннее утро. Небольшая комнатка с белеными стенами и любительскими акварельками. Узкая девичья кровать. Я в ночной рубашке из батиста с кружевом, на мне панталончики. Под кроватью - фаянсовая, расписная,как огромная чайная чашка "ночная ваза".

Звоню в колокольчик, висящий на стене на расшитой бисером ленте Приходит молоденькая горничная, приносит таз с теплой водой и губкой. Я обтираюсь водой, затем с помощью горничной одеваю все "амуницию", полагающуюся дамам в сороковых годах позапрошлого века: корсет, нижние юбки, платье...

Поверх платья накидываю мантилью - утро, еще прохладно, Не желая возиться со сложной прической, навожу кудряшки на прядь волос над лбом и висками, а остальное прячу под шляпку.

Кадр из фильма "Княжна Мери" про произведению М.Ю.Лермонтова. Фильм снят в 2006 году
Кадр из фильма "Княжна Мери" про произведению М.Ю.Лермонтова. Фильм снят в 2006 году

Поскольку в тот день, как писали очевидцы, все время то начинались, то шли дожди - беру с собой зонтик и незаметно выскальзываю из дома через черное крыльцо.

Быстро иду по узким кривым уличкам Пятигорска с домику, в котором квартировал Лермонтов - тоже небольшому, беленому, с небольшим палисадником. Вбегаю в дом и мимо ошеломленного слуги проскальзываю в комнату Лермонтова.

Вижу 25 -летнего парня, невысокого роста, с небольшими усиками на каком то неестественно белом и напряженном лице.

"Сударыня! Чем обязан такой необыкновенной встрече?" - говорит Михаил Юрьевич.

"Михаил Юрьевич, я явилась к вам из другого мира. Я знаю, что сегодня день вашей дуэли с господином Мартыновым, Я не могу раскрыть вам, чем закончится для сторон это происшествие. Но зато я могу сказать, что ваше имя будет известно и дорого россиянам и сто и двести лет спустя. Ваши стихи войдут во все школьные учебники, а по вашим повестям о Печорине будет поставлено множество драматических произведений. Однако я здесь не ради этого......"

"У меня вероятно жар, кровь прилила к голове и горячка может случиться. Я вижу видения! Но продолжайте, прелестный призрак, вы меня чрезвычайно заинтриговали. И к тому же скажу - я всегда был уверен в своем таланте и своей грядущей славе. Именно поэтому я всеми силами стремлюсь выйти в отставку, чтобы зажить в Москве и заняться серьезно литературой"

Кадр из сериала  "Печорин" 2006 года. В главной роли Игорь Петренко;
Кадр из сериала "Печорин" 2006 года. В главной роли Игорь Петренко;

"Михаил Юрьевич, еще несколько минут и я исчезну с ваших глаз, более вы меня никогда не увидите. Прошу вас выслушать одно коротенькое стихотворение и высказать ваше мнение о нем"

Я читаю Лермонтову про немытую Россию.

Он поражен и искренне возмущен этими словами

"И кто мог написать подобный пвшквиль? Я, я кажется, догадываюсь. Вы, разумеется, помните стихи незабвенного Александра Сергеевича

Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.

(А. С.Пушкин., "К морю", 1824 год);

Очень люблю эти его стихи,а в строчки

Смиренный парус рыбарей,
Твоею прихотью хранимый,
Скользит отважно средь зыбей:

вдохновили меня в юные годы написать "Парус" Это, конечно, не Пушкин, но и не подражание ему.

Уверяю Лермонтова, что его "Парус" - одно не только из самых известных, но и самых любимых стихов у его читателей и по сей день.

"Однако, что же я могу сказать по поводу этой мерзкой фальшивки? Был один случай в Петербурге. Некий издатель Бартенев повадился встречаться со мною везде, где только возможно и буквально требовать от меня стихов "в сатирическом вкусе" и чтобы непременно с обличением существующих порядков. Так и говорил "Как честный человек вы обязаны признать, что многое в нашем государстве дурно и нуждается в сломе. Как гражданин вы просто обязаны способствовать прогрессу общества!"

"А у меня "- продолжал Лермонтов, останавливаясь напротив меня и сверкая глазами с сильно расширенными зрачками - "были сведения из достоверного источника, что этот Бартенев накоротке знался с сотрудниками Леонтия Васильевича Дубельта (шеф "Охранного отделения" при Николае I - прим. автора) и далеко не все знакомства оканчивались для собеседников Бартенева хорошо. Кого под негласное наблюдение взяли, а кого и хуже... я раззнакомился с господином Бартеневым. Но, видимо он не унялся. Своего таланта бы не достало - видимо, нанял кого или подговорил."

Тут в сенях послышались мужские голоса - это за Лермонтовым уже пришли секунданты. Не желая быть обнаруженной, я проскользнула через низкое окно и растворилась в надвигающейся буре.

Впрочем, убегая, успела услышать голос князя Васильчикова "Мишель, ты не исправим! Перед дуэлью - и какая то юбка!"

На саму дуэль я решила не смотреть, слишком больно было бы пережить это, и тем же вечером перенеслась обратно в 21 век.

👣👣👣👣👣👣👣👣👣👣👣👣👣👣👣👣

-5

Подписывайтесь на канал - завтра продолжение про путешественницу во времени 💆