Воспитание детей начинается с самого раннего возраста. Известный французский педагог, президент Французской национальной ассоциации пренатального воспитания (ANEP) Анри-Андре Бертин (Marie Andrée Bertin) считает: «Уже не вызывает сомнения, что многие черты характера будущего человека формируются в процессе внутриутробного периода, ибо новорожденный к моменту своего появления на свет уже прожил девять месяцев, которые в значительной степени определяют направления его дальнейшего развития». Это не просто понять, но нужно. В культуре каждого народа сложилась своя система воспитания, но все говорят о важности воспитания и чем раньше оно начнется, тем лучше.
Главное осознать, что от того, какими людьми вырастет наше подрастающее поколение, зависит и наша жизнь. Почему? Да прежде всего потому, что дети - это наша отрада и боль, и, в конце - концов, смысл существования.
Дети растут, каждый день, узнавая что-то новое. Первыми проводниками передачи знаний для них являемся мы - взрослые. Насколько мы терпеливы, и последовательны, настолько больше знаний об окружающем мире получат дети. По мнению Фазиля Искандера парадокс воспитания заключается в том, «что хорошо поддаются воспитанию как раз те, которые не нуждаются в воспитании». А что же делать остальным?
Зачастую дети идут в школу без элементарной подготовки, а по требованиям ФГОСа (то есть Федеральных государственных образовательных стандартов), идя в первый класс, ребенок должен знать: фамилию, имя, отчество свои и родителей, кем они работают; свой домашний адрес, номер телефона родителей; названия месяцев; около 10–15 цветов;основные геометрические фигуры; буквы и звуки, цифры; несколько распространенных профессий, орудий труда, видов спорта; части тела человека; ответ на вопрос «зачем ты идешь в школу?»; различать диких и домашних животных, птиц, где они живут и чем питаются; ориентироваться в днях недели, временах года, называть несколько названий деревьев, цветов, фруктов, овощей, ягод; иметь понятия «часть» и «целое».
Помимо этого, ребенок, идя в школу должен уметь следующее: читать предложения из 4-5 слов, понимать прочитанное, пересказывать; составлять рассказ по картинкам; находить отличия между картинками; находить сходство и различие между предметами, группировать предметы по сходным признакам (цвету, назначению, форме и т.д.) и выделять отличающийся; отгадывать загадки и решать простые логические задачки, ребусы; рассказывать наизусть небольшие стихотворения; пользоваться ножницами, самостоятельно делать простые аппликации; правильно держать ручку и карандаш, рисовать простые картинки, заштриховывать и разукрашивать рисунки, не выходя за контур; уметь считать от 1 до 10 и обратно; ориентироваться в пространстве (сознавать разницу между понятиями «выше» — «ниже», «справа» — «слева», «за» - «перед») и на листе бумаги; рисовать красками так, чтобы они не перемешивались на листе;
действовать по заданному образцу.
Поэтому важно ребенка готовить к этим сложностям. Понятно, что раньше программа обучения была иной и необязательно учить детей всем этим премудростям . Не следует забывать о том, что программа обучения за последние годы очень изменилась. Требования тоже усложнились. В начальной школе необходимо заниматься с ребенком и дома, выполняя домашние задания. Важно, чтобы существовал тесный тандем между школой и домом. Учитель и родители обязаны искать точки соприкосновения, а не искать повода, для того, чтобы высказать свое недовольство друг другу.
Родители должны контролировать учебный процесс, учителя со своей стороны - активно контактировать с родителями детей. Некоторые горе - педагоги, считают, что с момента их выхода из стен общеобразовательной школы, их работа заканчивается. Особенно непонятно, когда так считают учителя детей в начальной школе. И они не стесняются говорить об этом как детям, так и родителям детей. Вечером игнорируют вопросы родителей о домашнем задании, а на следующий день ставят двойки детям за невыполненное домашнее задание.
Зачастую у учителя общеобразовательной школы большая загруженность, и чрезмерная наполняемость в классе. В итоге он не может полностью контролировать учебный процесс каждого из своих учеников в полной мере. Каждый урок состоит из оргмомента, проверки домашнего задания, опроса, проверки тетрадей, объяснения новой темы и прочих составных частей урока. На работу с конкретным учеником остается очень мало времени. Поэтому учитель вынужден выбрать себе отдельных «ведущих» учеников.
Другая крайность, когда учитель не обладает достаточными навыками при работе с детьми, имеющими ЗПР. Свою некомпетентность пытается решить за счет унижения ребенка, криком и полным игнорированием ребенка и его родителей.
Ни одна из сторон не должна заходить за «красную» черту в высказывании своего недовольства или пожеланий. Эти отношения не должны травмировать детей или как-то ущемлять их. И хотелось бы сказать будущим учителям подумать о правильности их выбора профессии, перед тем как они впервые переступят порог школы. Мне рассказывали одну конкретную ситуацию, которая случилась в одной из школ достаточно давно. Так, в одной из школ работала педагог на протяжении 17 лет. Назовем ее условно Елена Ивановна. С учениками у нее не было контакта. Во время уроков она кричала на учеников, а после уроков постоянно писала жалобы на них. В один из дней у одного из педагогов школы по имени Светлана Петровна закончилось терпение и она высказала все, что думала Елене Ивановне, в том числе и то, что ей не следует работать в школе. Ей ответили, что кроме того, что как работать в школе, она ничего не умеет. Ей резонно возразили. Через какое-то время Светлана Петровна ушла на другое место работы. Спустя много лет Светлана Петровна шла по рынку и услышала знакомый уже голос, бойко зазывавший покупателей купить клубнику. Она пошла на голос и к своему удивлению увидела Елену Ивановну, продававшую спелую, крупную и сладкую клубнику. Увидев изумление бывшей коллеги, Елена Ивановна сама стала рассказывать.
-После Ваших слов, я задумалась о работе, действительно ли она доставляет мне удовольствие и счастлива ли я, каждый день, заходя в класс к ученикам. Я поймала себя на мысли, что я каждый день на протяжении 17 лет, мучила себя и детей. И я решила заняться другим делом, которое действительно меня вдохновляет и приносит удовольствие. Этим делом оказалось выращивание и продажа клубники.
Школа - это зона взаимной ответственности, взаимоуважения, как со стороны педагогов, так и родителей.