8 сентября 2019 года Россия и Украина провели исторический обмен заключенными по формуле 35 на 35. Оказаться дома в любом случае лучше, чем сидеть в тюрьме. Давайте не будем оценивать саму эту операцию и как она была реализована, а просто порадуемся за 70 человек, в судьбе которых появились позитивные изменения.
Меж тем, практика обмена заключенными - не нова. Страны, находящиеся в состоянии открытой конфронтации, практикуют такие обмены уже много десятилетий. Самым известным на сегодняшний день по-прежнему остается обмен шпионами Рудольфом Абелем и Фрэнсисом Пауэрсом в 1962 году, который произвели СССР и США.
Зачем был нужен обмен Абель - Пауэрс
Обмен шпионами (или разведчиками - кому как нравится), который произошел на границе Западной и Восточной Германии (Глиникский мост), стал одним из самых известных эпизодов в истории противостояния двух великих сверхдержав — СССР и США.
К тому времени страны находились в состоянии острой фазы холодной войны. Позади было крайне эмоциональное выступление Никиты Хрущева на трибуне ООН, где он обещал показать Западу "кузькину мать", и стучал ботинком по трибуне. Впереди назревал Карибский кризис, когда две страны были готовы в любое мгновение атаковать друг-друга ракетами с ядерными боеголовками.
В такой нервной обстановке полтора года продолжались переговоры сторон об обмене двух своих заключенных - советского разведчика-нелегала Рудольфа Абеля и сотрудника ЦРУ - летчика разведывательного самолета U-2, сбитого над Свердловском, Фрэнсиса Пауэрса.
И советской стороне и США обмен был крайне нужен. Абель, несмотря на свою преданность стране и делу, был человек из мяса и костей. Вполне было можно предположить, что американское правосудие в итоге найдет ключик к молчаливому русскому разведчику. И если он заговорит, это будет проигрыш по всем фронтам внешней разведки и откат наработанных схем СВР на десятилетия назад. Паэурса же нельзя было бросать на произвол судьбы из гуманных соображений. Американское общество, журналисты, известные люди и тогда и сегодня имеют достаточные рычаги давления на исполнительную власть в США.
Рудольф Абель (Вильям Фишер)
В 1962 году Рудольф Абель (настоящее имя Вильям Генрихович Фишер) уже провел пять лет в постоянных допросах в американских тюрьмах. Он не сдал никого из коллег, в ответ на большую часть вопросов просто молчал, отметал все обвинения, и всем своим поведением демонстрировал, что не имеет к советским спецслужбам никакого отношения.
Биографическая справка
Вильям Фишер (известный под именем Рудольф Абель) родился в 1903 году в Великобритании в семье царских политэмигрантов из России - Генриха Фишера (этнического немца из Ярославской губернии) и уроженки Саратова Любови Васильевны.
Через 19 лет после высылки из страны в 1920 году семья вернулась в большевистскую Россию. Генрих Фишер ранее был лично знаком с Лениным. Вместе они вели подпольную деятельность в начала 20 века. Поэтому Фишер сразу после возвращения стал вхож в элитные круги нового государства. Какое-то время по прибытии в Москву семья Фишера вместе с другими такими же видными политическими деятелями жила в Кремле.
С детства Вильям начал интересоваться устройством техники, одновременно проявляя интерес к естественными наукам. Черчение, рисование, игра на пианино, мандалине и гитаре также попали в зону его интересов. Он рисовал портреты знакомых и натюрморты. При этом легко учился и упорно достигал поставленные перед собой цели. Художник, инженер, музыкант, ученый - любая из этих профессий могла стать призванием юного дарования.
По словам биографов, Вильям с самого раннего детства обладал звериным чутьем. То, что называют "пронзающий взгляд" или просто интуиция помогали ему во многих жизненных ситуацияхи в детские годы. Таких людей не очень любят, они замкнуты, всегда знают, чего хотят, и как этого достичь. Поэтому даже родители, по словам свидетелей, не были близки с юным Вильямом.
По прибытию в Россию молодой человек со знанием нескольких языков сразу же пригодился на должности переводчика. Затем Вильям получил образование на высших художественных курсах бывшей "строгановки", изучал Индию в Институте Востоковедения, и получил профессию радиста в 1-м радиотелеграфном полку, куда был призван на службу в Красную армию.
В 1927 году его взяли на службу в ОГПУ (Особенное государственное политическое управление - специальный орган государственной безопасности СССР). Чутьё, развившееся ещё в детстве, позволило Вильяму Фишеру быстро влиться в новый для него коллектив и стать там "своим".
Историки утверждают, что разведчик, скорей всего, обладал также и гипнотическими способностями. Никто впоследствии не смог объяснить - как у него получилось сразу после ареста на глазах у сотрудников ФБР уничтожить три неопровержимых улики. Кроме того, амеркианцы присудили Абелю необъяснимо мягкое наказание. До него всех шпионов приговаривали к высшей мере. Так полагалось по закону. А ему присудили 30 лет строгого режима.
На допросах он не назвал своего настоящего имени, но, чтобы передать "весточку" в Москву, назвался именем умершего друга - сотрудника внешней разведки СССР Рудольфа Абеля. Так он дал понять своим начальникам, что не планирует сдавать позиции, и просит о помощи.
После своего освобождения Вильям Фишер продолжил работать в должности полковника СВР в качестве наставника молодых кадров советской разведки.
Умер он от рака легких в 1971 году, и похоронен в Москве.
На момент обмена Фишеру предстояло провести в американской тюрьме еще 25 лет. Если бы не предательство напарника, также советского агента Рейно Хейханена, против Абеля не было бы доказательств. Но доказательства были, и они были неопровержимы.
Благодаря Вильяму Фишеру советская атомная программа быстро нагнала американскую. Глубоко внедренный в американское общество, он долгие годы успешно поставлял Советскому Союзу бесценные сведения о достижениях атомной программы США.
Во вступительной речи к фильму "Мертвый сезон", в основе сценария которого лежала оперативная деятельность другого советского разведчика - Конона Молòдого, Вильям Фишер предстал как очень сдержанный, но при этом энергичный и уверенный в себе профессионал внешней разведки.
В фильме также есть момент, который имеет непосредственное отношение к биографии самого Фишера. Волнующая сцена обмена двух разведчиков, состоявшаяся на Глиникском мосту утром 10 февраля 1962 года, была художественно воспроизведена в фильме.
Фрэнсис Пауэрс
Фрэнсис Гэри Пауэрс не был столь ценен для разведок обеих стран. Он не входил в элиту шпионского мира, не знал агентурных имён, явок и паролей законспирированных шпионов. Он оказался случайной пешкой в большой политической игре, хотя и был одним из лучших летчиков ЦРУ.
Во время проведения аэрофотосъемки самолет Пауэрса был сбит советским зенитно-ракетным комплексом над Свердловском на высоте 20 000 м. Летчика поймали местные жители. Советские власти осудили его на 10 лет. По личному приказу Никиты Хрущева в Москве устроили выставку обломков американского самолета-шпиона. При этом один из двух двигателей самолета утонул в болоте.
Для Никиты Хрущева, который за пару лет до этого побывал с двухнедельным визитом в Америке, и всячески поддерживал потеплевшие после этого визита межгосударственные отношения, сбитый американский летчик был как удар под дых. Американцы обманули и предали - примерно такое было состояние у советского руководителя. Еще вчера улыбались и жали руку, а сегодня заслали шпионский самолет.
Советскому Союзу очень повезло, что Пауэрс оказался не настоящим разведчиком с холодной головой и тренированной выдержкой, а простым пилотом ВВС, работником ЦРУ без претензий на уникальность. Он не совершил самоубийство отравленной иглой, не катапультировался из самолета по инструкции ЦРУ, и не стал скрывать на допросах - кто он такой. Вместо этого, он сделал всё, чтобы выжить.
Впоследствии американские граждане упрекали его именно в этом. По мнению многих, он повел себя не как патриот своей страны, а как простой трус.
Советский суд вынес ему приговор - 10 лет заключения: 3 года в тюрьме строгого режима, затем 7 лет в колонии строгого режима.
Сбитый самолет снизился с 20 до 10 километров, после чего Пауэрс, экипированный советскими деньгами, пистолетом, картами, лекарствами, надувной лодкой, компасом, золотыми царскими монетами, шестью золотыми кольцами и двумя золотыми часами выпрыгнул из самолета. На его беду местные жители засекли парашютиста и поймали его.
Пауэрс не катапультировался, как положено, а в обход инструкций, выпрыгнул из кабины падающего самолета потому, что знал секрет ЦРУ. Катапульта активизировала взрыв в кабине пилота, и в случае применения штатного катапультирования, летчик приземлялся на землю уже мертвым.
Спустя несколько недель поисковый отряд нашел реактивный двигатель U-2 в болоте. Его достали и отправили на изучение на Моторостроительный завод в Уфе. Там работало одно из закрытых конструкторских бюро, разрабатывавшее двигатели для МиГов.
Остатки того самолета до сих пор показывают посетителям в Москве
Биографическая справка
В отличие от Рудольфа Абеля, биография Фрэнсиса Пауэрса не особо интересна.
Родился в семье шахтера, окончил колледж, обучался в школе ВВС в Гринвилле (Миссисипи), продолжил обучение на военно-воздушной базе в окрестностях города Финикса, штат Аризона. Поступил на службу ЦРУ, был сбит советскими силами ПВО, вернулся на родину, продолжил работать в военной авиации.
В 1970 году написал книгу о своем заточении в СССР, в 1977 погиб при испытании новой конструкции вертолета, и в 2000 году посмертно был награжден несколькими медалями.
Как происходил обмен
Советская разведка дала понять американцам, что они интересуются Абелем. Для этого было состряпано письмо от его немецкой тетушки и отправлено по американскому адресу Абеля. В письме тетя интересовалась здоровьем Рудольфа и сетовала, что он ей давно не писал.
Американцы ответили.
Завязалась переписка, которая в конечном итоге привела к встрече двух спецслужб, и их заключенных на Глиникском мосту. Организацию переговоров и обмена поручили нелегальному резиденту советской разведки, будущему создателю спецотряда "Вымпел" Юрию Дроздову. Он действовал в роли вымышленного двоюродного брата Рудольфа Абеля мелкого чиновника Юргенса Дривса. Как позже признавался сам Дроздов, фамилию Дривс он подсмотрел на одной из табличек на особняке в Западном Берлине.
Поскольку Рудольф Абель был высококлассным разведчиком, в то время, как Пауэрс был всего лишь летчиком, американцы потребовали доплату: "Пауэрс+1".
Так родилась знаменитая формула «Разведчик» = «Шпион + 1».
Такой "доплатой" посчастливилось стать Фредерику Прайору, американскому студенту - экономисту, который на тот момент уже пять месяцев провел в застенках восточно-германских спецслужб.
О том, как он был арестован, оказавшись не в том месте не в то время, а затем по счастливой случайности обрел свободу, у нас есть отдельная статья.
Утром 10 февраля 1962 года к обеим сторонам моста подъехало по одной машине. По условиям сделки, советская сторона сначала была обязана отдать студента, а уж затем должен был совершится основной обмен.
Прайора, правда, решили вообще не посвящать в курс дела, а потому - отпустить через другое КПП, которое находилось на границе Западного и Восточного Берлина. Поскольку формально студент был не советским заключенным - по нему велось следствие восточно-германскими службами, то и отпускать его поручили немецкой полиции.
Однако, немцы были в обиде на приказной тон советских товарищей, и потому вместо скорых и оперативных действий специально затягивали передачу своего "+1" Западному Берлину. Фредерик Прайор 38 минут просидел перед КПП "Чарли" в машине, прежде чем его отпустили.
Поскольку ни американцы, ни русские не знали, с чем связана задержка, то все 38 минут оперативники держали друг друга на мушке. Под мостом обе стороны обнаружили небывало активных рыбаков, которые молча сидели с удочками в своих лодках.
Через 38 минут с "Чарли" позвонили и сообщили, что Прайор перешел границу. Тогда оба разведчика вышли из машин и, как и было условлено, пошли навстречу друг другу.
Как и в знаменитом эпизоде "Мертвого сезона", они сблизились по центру моста, неотрывно глядя друг другу прямо в глаза. А потом, разминувшись, продолжили идти каждый своей дорогой. При этом каждый из них продолжал оборачиваться, они следили так друг за другом, пока не кончился под ногами мост.
Впоследствии на этом же мосту было произведено еще как минимум три обмена разведчиками. Поэтому сегодня Глиникский "шпионский" мост считается одним из самых знаменитых мостов германии. Сюда постоянно наведываются туристы.