Миллионы людей, рвущихся в Америку, ожидают встречи со статуей Свободы. Символом равенства и братства. Олицетворением собственной независимости.Они и впрямь её видят, если прибывают морским путём. В начале XX века любой эмигрант, стремившийся заполучить самостоятельность и хоть какие-то права, вдохновлялся колоссальных размеров барышней с факелом, стерегущей вход в гавань Нью-Йорка.Истеричные дамы, наподобие Эммы Лазурус, так и вовсе разразились стихами типа "Дай мне усталых людей с мечтой о свободном дыханье".
Не станем наезжать на американскую демократию. И на статую тоже. Но к самим Штатам рождение их великого символа отношения не имеет.
Эмигрантка номер один
Свобода – это американский фетиш. Наркоманы, бандиты, дальнобойщики, управленцы высшего звена, пацаны-баскетболисты с улиц – все одинаково чтут свой символ. Статуя Свободы олицетворяет Великую Американскую Мечту. Это когда все имеют право на всё.
Не весь остальной мир с этим согласится. Но с американской мечтой о свободе не согласиться нельзя.
Однако вернёмся к барышне-француженке. Да, именно француженке. Потому что статуя Свободы – это дар Наполеона III малолетним по тому времени Штатам.
Во Франции в те годы существовала Империя. Правил там полноценный родственник Великого, родной племянник Наполеон Третий. Полноценный по генам, но не по талантам. Особых лавров Третий не снискал, но след в истории оставил.
Наполеон III заигрывал с демократией. Поэтому он благословил финансовый подарок части (незначительной) парламента. После этого депутаты французской Думы сделали заказ эльзасскому скульптору Бартольди на статую, символизирующую свободу. Подарить они решили её, разумеется, самой демократичной стране мира – Соединённым Штатам Америки.
Чем вдохновился скульптор – не вопрос. Взгляните на работу Эжена Делакруа. Всемирно известную «Свободу». Авторская работа знаменитого теперь эльзасца целиком скопирована с шедевра великого француза.Столь серьёзный мастер, как Фредерик Бартольди, не мог не внести чего-то своего. И он внёс. Если кому-то интересно – вглядитесь. Мятежный дух, справедливость, даже закон Кольта – всё есть в этой статуе.
Начал иБартольди с фигурки чуть более метра. Потом были ещё три модели, всё больше и больше. К свободе Делакруа были добавлены факел в правой руке, разорванные путы рабства у античных сандалий, а в левую руку непременно Декларация независимости с датой её принятия – 4 июля 1776 года. А как же без неё?
Да, не обошлось без короны. Венец на голове Свободы – самая, пожалуй, заметная часть монумента.
Прописка под вопросом
Бартольди полагал, что изваянная им дама будет стоять на северной оконечности Суэцкого канала и символизировать своим факелом свет прогресса всем, кто мимо неё плывёт. Смысл в этом был – Суэц считался главной международной морской артерией своего времени. Однако мировая политика скульптора переориентировала.
Работа ещё не была закончена, когда автор узнал, что его детище отправится в Штаты. Теперь ему предстояла новая головная боль – как переправить Даму через океан.
Но он справился. Свобода была разобрана на части и вывезена в 214-ти ящиках. А помог Бартольди легендарный Гюстав Эффель, создатель главного символа Парижа – Эффелевой башни.
Новое воплощение американской свободы довольно долго провалялось на складе, потому что месье Гюстав не мог решить, как придать конструкции устойчивость. «Как она будет противиться ветрам и непогоде?» - это его слова.
Но столь серьёзный инженер не мог не найти решения. Он создал оригинальный каркас вокруг одного-единственного стального столба, на котором навешано около 100 тонн меди. Конструкция удивительна и по сей день вызывает изумление профессионалов.
В наши дни по винтовой лестнице можно совершить сложный подъем до самой головы статуи.
Если вам понравилось,то подписывайтесь на мой канал,там вы найдете много интересных статей про США.
А так же можете прочитать предыдущую статью