Найти тему
Притамбовье

Жизнь в новом цвете. Травма открыла в тамбовчанке талант художника

Оглавление

Жизнь Марии Гузнер изменилась несколько лет назад. За год до несчастного случая она увлеклась мотокроссом и даже успела завоевать награды. Травма приковала её к инвалидному креслу, но сама Мария говорит, что это и помогло ей духовно расцвести.

- Я лежала и смотрела в небо. Мне тогда казалось, что я отлежусь немного, встану и пойду. У меня не было паники или страха, чему сейчас удивляюсь. Помню, как спрашивали: «Ты чувствуешь ноги?» Но я не чувствовала ничего, - вспоминает сегодня случай, изменивший всю жизнь, художница Мария Гузнер. 

Мария говорит, что до травмы она находилась в постоянном поиске смысла жизни. Тогда, около пяти лет назад, не до конца понимала зачем. Активная, яркая - она быстро увлекалась чем-то новым, спустя время выгорала и начинала искать «новую себя».

-2
- Когда была здорова, искала экстремальные увлечения. Как говорят, «кризис среднего возраста» - часто возникало ощущение нереализованности. Вроде бы живу, каждый день наполнен событиями, но мне казалось всё не то. Не было ощущения востребованности, - делится Мария.

В 35 лет она впервые села на мотоцикл. Супруг увлёкся этим видом спорта, появилась новая компания. С первого сезона стала участвовать в соревнованиях. Победы доставались легко - сразу заняла второе место в региональном мотокроссе. Ощущения страха и адреналина в крови понравились, постепенно новое увлечение затянуло. 

-3

Трагедия случилась не во время гонки, это был привычный маршрут за городом. Для владельцев кроссовых мотоциклов любая поездка - большое путешествие. Мария с мужем  одевали профессиональную экипировку и отправлялись в путь.

Роковое совпадение. Это был единственный раз, когда девушка не надела на себя пластиковую защиту. За спиной у неё всегда висел рюкзак с пластиковыми бутылками - с водой и бензином. Возможно, это спасло бы спину от травмы во время падения. Но тогда, перед съездом с дороги в лес, она почему-то его сняла.

- Мы ехали небольшой группой через лес. У мотоцикла вновь «закусило» газ. Я подумала: остановлюсь впереди, попрошу супруга исправить неполадку. Дальше - темнота, помню только, как меня бросило в деревья. Очнулась, лежу и думаю, что надо проверить себя: руки шевелились, ниже пояса ничего не чувствовала и трудно дышала. Шлем треснул, но спас меня от черепно-мозговой травмы. Удар был сильный - перелом позвонков и рёбер, сломана грудная кость, ушибы лёгких и сердца. Такое чувство, что меня аккуратно сломали, - вспоминает тот день Мария Гузнер.
-4

Унывать нельзя

В комнате Марии на потолке установлены две рельсы-направляющие. Так она может передвигаться самостоятельно. На полу стоят два специальных тренажёра, инвалидные кресла и ортопедическая кровать.

Супруг Владимир переоборудовал в доме всё специально для комфортного проживания жены. Систему он придумал и смонтировал сам. Если покупать специальное медицинское оборудование, то оно обойдётся приблизительно в 500 тысяч рублей. А так всё сделано своими руками - мебельная рельса, тельферы. Мария говорит, что Владимир вложил в них 200-процентный запас прочности. Его оборудованию она доверяет больше, чем медицинскому.

-5

По центру у стены - рабочее пространство. Когда-то здесь был большой шкаф. На внутренней стенке - фотообои с видом на реку и берёзы, рядом - вешалка для одежды и стол с мольбертами и красками, а также ноутбук. Картины художница пишет либо на полу, либо в кресле.

- Когда занялась творчеством, перестала впадать в апатию и уныние. Многим знакомым, которые получили инвалидность, советую заняться творчеством. Это помогает очень сильно. Если нет способностей в искусстве или музыке, то надо найти что-то, чем ты можешь увлечься, - говорит она.

Руки «заговорили»

После несчастного случая Мария обрела себя заново. Как будто появилось второе дыхание. Проснулись чувства, которые, казалось бы, где-то долго и глубоко «спали». Инвалидная коляска, словно лакмусовая бумага, проявила всё, что было спрятано внутри. 

-6

Мария всегда улыбается и очень много смеётся. Она вновь влюбилась в жизнь. Кажется, что рядом с ней нет и никогда не было двухколёсного помощника. Если бы не травма, возможно, она никогда бы не узнала о своём настоящем таланте.

- Думаю, Господь меня остановил, чтобы я занялась реализацией творческого потенциала. Был бы талант к музыке, занялась бы музыкой, - задумчиво размышляет Мария.
-7

Первая написанная работа вдохновила на создание целой серии. Мария увлечена пейзажами и натюрмортами, от портретов отказалась, говорит, что это как судьбу человека писать. Вторую работу, где изображён ручей в лесу, она начала 12 лет назад. Тогда же заложила локальные цвета, наметила основу, но не смогла себя заставить закончить её. 

- Знаете, а ведь некоторые художники по нескольку лет пишут один холст. В данном случае у меня вышло так же. Наверное, для любой картины всегда есть своё время, - считает художница.
-8

На одной из работ изображена дорога, которая словно растворяется в облаках. Сравнивает ли этот путь Мария со своей жизнью? Наверное, да. Она и сейчас продолжает себя искать, но уже в творчестве. 

Её живопись - удивительный мир, в котором нет ни грусти, ни уныния. Здесь много света, воздуха и ярких красок. Художницу отличает любовь к тёплым цветам и особая техника исполнения, умение передать тончайшую палитру обычных будней. Она будто живёт на лоне природы, и наслаждается красотой окружающих пейзажей. 

Мария называет свои картины «фантазийными», но это только в тех случаях, когда не берётся писать по фотографии.

Не делить жизнь на «до» и «после»

Травма не изменила жизнь Марии, она поменяла отношение к ней. Произошедшее заставило остановиться, посмотреть вокруг себя. Она часто говорит, что теперь видит мир совсем под другим углом.

-10
- Почти ничего не поменялось. Меня поддерживают семья и друзья, особенно муж. Я иногда ленюсь, а он меня вдохновляет и стимулирует. Это придаёт сил. Хочется организовать большую выставку картин для людей с ограниченными возможностями здоровья. Почему бы не скооперироваться? – говорит она.

Дома и в быту пришлось заново осваиваться, как после рождения, снова изучать, казалось бы, привычные вещи. Первая победа, которую не забудешь, это когда, преодолев боль и страх, она наконец смогла сесть и в дальнейшем освоить тренажёр.

Вторая, и самая сложная - преодолеть внутреннее смущение и стеснение от выхода в общество и окружающий мир, самостоятельно путешествовать по городу. Правда, не везде он предназначен для людей с ограниченными возможностями здоровья. Мария всё же выстроила для себя несколько удобных маршрутов из деревни Красненькая до Тамбова.

-11

Когда Мария находилась на лечении и реабилитации, её часто тянуло в лес. Спустя два года вместе с мужем приехала на то самое место, где её жизнь резко перевернулась. 

- Я начала самостоятельно ездить в лес. Мы приобрели маленький квадроцикл. Я на нём, а Володя на велосипеде рядом. Достаточно далеко стали выезжать - иногда по 80 километров за поездку. Набираюсь впечатлений, много фотографирую, правда, на телефон. Хочу настоящую камеру купить, - мечтает она.

Ручной велосипед Гузнеры приобрели у мастера с ограниченными возможностями Павла Пылева, который живёт в Тверской области. Хендбайки он начал изготавливать после травмы.

- Мы его, конечно, доработали. Тренажёры не дают необходимой нагрузки. На него установили велокомпьютер, и теперь я знаю, сколько проезжаю и с какой скоростью. Максимальное расстояние за поездку - 32 километра. Теперь могу ставить на дистанции личные рекорды, - радуется Мария.
-12

Автор Елена Гридчина

Фото Алексей Бучнев

Если вам понравилась статья, жмите лайк, оставляйте комментарий и подписывайтесь на канал «Притамбовье».