Найти тему
Urpguide

Самая старая коммуналка Москвы

В Москве нет так много дворов-колодцев, но зато хватает дворов сложных конфигураций, скрывающих немало интересного. Про парочку таких мы уже рассказывали, теперь пришла пора двора Дома писателей в Лаврушинском переулке.

Когда-то в этом районе все, кроме церковных колоколен, было невысоким, даже приземистым. Невысокие особняки, невысокие фабрички, низенькие лавки. Причем строения зачастую росли не вверх, а вниз: так, в Кадашевских банях сделали очень глубокий подвал – глубиной аж 5 метров (в годы советской власти в этих подвалах ухитрились спланировать жилые помещения). Но вот пришел XX век – и Москва начала решительно расти вверх. Для начала в Ордынском тупике возникли два доходных дома (увы, увы! Их погубили современные застройщики). Но главная архитектурная доминанта возникла здесь в 1930-е годы: по проекту архитектора Николаева был построен 9-этажный дом для жилищного кооператива «Советский писатель».

Суровый фасад Дома писателей
Суровый фасад Дома писателей

В итоге в одном здании стали поселились Паустовский, Пришвин, Ильф и Петров, Эренбург, Кассиль, Агния Барто… Это здесь Лев Никулин рассказывал гостям с загнивающего запада о преимуществах социализма. Это здесь мечтал жить Михаил Булгаков. Это сюда пришел Варлам Шаламов в гости к Борису Пастернаку на второй день после своего возвращения с Колымы...

А вот Виктору Ардову тут пришлось не по душе: он быстро обменял свою «двушку» в Лаврушинском переулке на квартиру на Ордынке.

Но интересен не только сам Дом писателей, но и его двор! Во дворе стоит чудом уцелевшее здание XVII века – палаты Титова.

-2

Считается, что начал их строить думный дьяк Семен Титов, несший службу еще при царе Алексее Михайловиче. Его наследники не раз перестраивали палаты, и окончательный их облик сложился к концу следующего столетия.

Затем палаты не раз меняли владельцев, причем – что особенно любопытно – среди покупателей никогда не было особо богатых людей. Это-то и уберегло старинное здание от перестроек в позднейшее время: многие другие жилые дома в центре Москвы не раз реконструировали в духе классицизма, эклектики или модерна, а то и вовсе сносили.

Долгое время палаты были белого цвета; потом их перекрасили в красный; теперь они и вовсе разноцветные :)
Долгое время палаты были белого цвета; потом их перекрасили в красный; теперь они и вовсе разноцветные :)

В начале XX века палаты и вовсе были превращены в небольшой доходный дом на 9 квартир (причем владел домом даже не какой-нибудь московский купец или мещанин, а самый что ни нас есть натуральный крестьянин по имени Николай Королев), причем с водопроводом. После революции дом у крестьянина, конечно, отобрали, а на месте квартир под сдачу были обустроены «коммуналки». Наряду с Белыми и Красными палатами на Пречистенке это был сам старый жилом дом с коммунальными квартирами.

Уже в наше время здесь был открыт музей «Стрелецкие палаты».