Найти тему
Моя Политика

Новый старт для Як-141: может ли старый истребитель стать чем-то новым для авиации?

CC BY-SA 4.0 / Wal Nelowkin / Wikimedia Commons
CC BY-SA 4.0 / Wal Nelowkin / Wikimedia Commons

Министерство обороны России вновь работает над концепцией реактивного истребителя с возможностью быстрого и вертикального взлета для использования на авианосцах. Могут ли старые инновации ускорить новое развитие? Портал «Новости армии» обрисовывает в общих чертах все еще в значительной степени секретный проект.

Российское министерство обороны планирует построить истребитель с возможностью вертикального взлета для российского военно-морского флота, заявил два года назад тогдашний заместитель министра обороны России Юрий Борисов на аэрокосмической выставке МАКС .

С тех пор министерство неоднократно подтверждало проект, однако, не предоставив точных сведений о профиле новой машины. Только так: новый истребитель должен быть создан на основе более старых разработок конструкторского бюро «Яковлев» - в качестве будущей замены для истребителей-истребителей МиГ-29К и Су-33 . Говорят, что проект уже вошел в государственную программу вооружений на 2018-2027 годы.

«Яковлев» был чем-то вроде специалиста по самолетам вертикального взлета и посадки в поздние советские времена: легкий истребитель Як-38 было построено более 200 самолётов.

У Як-141 были некоторые недостатки, которые вряд ли можно было бы решить без значительных достижений в авиационной технике. Тем не менее, три десятилетия технического развития прошло с момента первого полета этой машины. Можно было бы объединить инновации Як-141 с современными технологиями.

Двигатель, оружие и технология стелс

Что важнее всего: двигательная установка и, следовательно, технология запуска нового самолета. Большой подъемный двигатель Як-141 показал хорошие результаты при взлете и посадке опытного образца. Двигатель был снабжен поворотным соплом, которое можно было повернуть на 95 градусов при вертикальном взлете и зависании. Такое управление вектором тяги, безусловно, будет использоваться в будущей машине. Рабочие параметры двигателя должны быть увеличены.

Для запуска Як-141 использовал два дополнительных подъемных двигателя в дополнение к основному двигателю, установленному в фюзеляже за кабиной. Эти вспомогательные двигатели являются настоящими демонами по сжиранию топлива на взлете и бесполезным балластом в обычном полете. Замена двух подъемных двигателей высокопроизводительным турбовентилятором приведет к снижению веса на треть и экономии топлива почти на 40 процентов.

Для истребителей поколения 5+ низкая радиолокационная видимость является обычным делом и будущая машина не должна быть исключением. Но самолет Як-141 должен будет получить новые крылья - из композитных материалов и в особой форме плаща. Соответственно, использование новых материалов будет способствовать оптимизации веса машины: важный критерий, особенно для вертикального взлёта.

И наконец:Бортовая электроника будущего вертикального взлёта должна быть разработана соответствующим образом. Машина должна нести все современное оружие, для борьбы с наземными и морскими целями и точного их использования. Помимо ракет, в арсенале должны быть управляемые бомбы.

Российская оборонная промышленность имеет солидный опыт во всех областях авиастроения. Опыт огромен, технические возможности для их реализации все еще расширяются. Ничто не мешает разработке и строительству высокопроизводительного самолета в России.

За исключением, пожалуй, самого большого недостатка вертикального взлёта для боевого применения: этот тип самолета представляет собой обычные стартовые и посадочные истребители с важными параметрами - скоростью, мощностью и дальностью полета - уступает. Поэтому решение Минобороны России, в конечном итоге против разработки нового вертикального взлёта, не может быть исключено.

Як-141 (внутреннее обозначение: изделие 48/48М, по кодификации НАТО: Freestyle«вольный стиль») — многоцелевой сверхзвуковой всепогодный палубный самолёт вертикального/короткого взлёта и посадки (СВ/КВП) разработки ОКБ Яковлева. Стал третьим в мире СВВП (после EWR VJ 101 и Dassault Mirage IIIV), преодолевшим скорость звука. Предназначался для обеспечения прикрытия авианосных соединений от авиации противника, завоевания и удержания господства в воздухе, ведения ближнего манёвренного и дальнего боя, а также для нанесения ударов по наземным и надводным целям. Самолёт разрабатывался с середины 1970-х и совершил первый полёт в 1987 году. Предполагалось, что Як-141 войдут в состав авиагруппы тяжёлых авианесущих крейсеров «Новороссийск», «Баку» (будущий «Адмирал Горшков»), «Тбилиси» (будущий «Адмирал Кузнецов»), «Рига» (будущий «Варяг») и «Ульяновск», заменят отслужившие своё Як-38 на крейсерах «Киев» и «Минск», а также будут использоваться в Военно-воздушных силах. Однако испытания новой машины затянулись, и первую посадку на палубу авианесущего корабля Як-141 совершил лишь в 1991 году. Наступивший после распада СССР кризис, случившаяся с одним из опытных образцов авария, а также сложившееся к тому времени негативное отношение военных к «вертикалкам» в сумме привели к прекращению финансирования и закрытию проекта. Сегодня увидеть этот самолёт можно только в музеях.
Материал из Википедии — свободной энциклопедии