Дорогой батюшка, есть ли изданные научные исследования, где бы документально изучались причины и сроки адаптации новшеств в Греческой Церкви? Речь не только про переход на троеперстие у них, но и про другие изменения в обряде. Интересно было бы ознакомиться именно с тем, что говорит научное знание про сроки и причины таких изменений, а также почему все они были так легко адаптированы во всем православном мире, кроме русского. Спаси Христос за Ваш ответ!
Отвечает иерей Иоанн Севастьянов (г. Ростов-на-Дону):
Мне неизвестны подобные исследования. Но, на мой взгляд, разница этих процессов заключается в том, что на Руси происходила замена формы без содержания. В то время как на западе вначале менялось содержание, а уже за ним следовала форма. Под содержанием я имею в виду общественную идеологию. Ведь церковный обряд не является самодостаточной целью. Обряд существует не ради обряда. В церковном обряде происходит то или иное выражение содержания веры. Как человек, народ или вся Церковь верит, так она и молится. Именно вера формирует обряд. Содержание создает форму. Сознание формирует бытие. В Русском обществе к 17 веку еще господствовало византийское, ортодоксальное представлении о Церкви, ее роли в жизни человека, первичности церковного взгляда над индивидуалистическим. А греческая цивилизация еще с 14 века попала под влияние Ренессанса, его гуманистических идей. Постепенная смена идеологии, представления о месте Церкви в жизни человека и государства позволила постепенно менять и форму церковной жизни. Если в этой части Церкви серьезно велись разговоры и делались попытки объединения с католиками, то тем более вопрос унификации обряда с западными христианами вообще мало встречал сопротивления.
В Русской Церкви до 17 века такого распространения идей Возрождения не было. Именно поэтому облеченные властью сторонники этих принципов — Никон, Алексей Михайлович, Петр 1 — были вынуждены совершать революционные потрясения общественной жизни и преодолевать серьезное сопротивление верующего народа.