Одной из важнейших тем, которые поднимаются в сериале, является тема неприкасаемых в Индии.
В «Дорогах Индии» они представлены Бахуаном, которого сыграл Марсио Гарсия, Пуджей (Жандира Мартини) и Хари (Каду Паскуал).
Неприкасаемыми в Индии называют касты, которые не входят в систему четырех варн: брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры. Объясняется это тем, что неприкасаемые происходят не от ариев, завоевавших Индию, а от местных племен.
Считается, что неприкасаемые могут осквернять членов высших каст. Конкретно в сериале подробно описана неприближаемость – форма крайней сегрегации неприкасаемых. Так, мы видим, что члены семьи Ананда брезгуют проходить по тени Пуджи и Хари, после физического контакта с неприкасаемым они начинают обливаться водой из Ганга, неприкасаемым запрещается пить воду из колодца высших каст, а уж пожар, устроенный в доме Пуджи из-за того, что она выдвинула свою кандидатуру в совет, это уж совсем из рук вон. Неприкасаемые даже не могут посещать храмы, при этом являясь приверженцами той или иной религии и поклоняясь тем же богам, что и остальные.
На самом деле все это уже давным-давно запрещено законодательством и, например, в индийских сериалах вы вообще не увидите, что угнетается та или иная каста. В больших современных городах Индии, скорее всего, такое тоже редкость. Однако в глубинке притеснение по принципу касты все еще очень и очень распространено. Так что в принципе то, что мы видим в сериале, хоть и утрировано (например, вряд ли современная индийская семья в ужасе удалится из дома, если придут чистить засор), но все же правдиво.
Итак, давайте в первую очередь посмотрим на историю Бахуана.
Из всех неприкасаемых, изображенных в сериале, ему повезло больше всех. Потому что его усыновил и вырастил брахман, не веривший в касты. Он дал ему шанс на достойную жизнь и стал ему вторым отцом (настоящих родителей Бахуана убили из-за межкастовой вражды).
Однако, несмотря на это, он меньше остальных неприкасаемых сериала заслуживает уважения, плюс происхождение больше всех мешает именно ему. Он стесняется себя, того, что он далит, а также одержим мыслью доказать, что он лучше, чем есть на самом деле. Он редко бывает в Индии, никому не говорит, что он неприкасаемый, и даже Майя отнюдь не сразу узнает о его настоящем происхождении.
Но это бы ладно. Дело в том, что он, сам ежедневно сталкиваясь с предубеждениями, стыдится общения с такими же, как он.
Например, Бахуан не приглашает Хари и Пуджу на открытие своего ресторана в Индии, переживая, что гости откажутся его посещать, если увидят там неприкасаемых. Цель его жизни – подняться как можно выше по социальной лестнице, чего он и добивается, женившись на дочери махараджи.
При этом его новые родственники, будучи представителями одной из высших каст, куда более лояльно относятся к неприкасаемым, чем он сам. Мы видим, что для них куда важнее счастье дочери и моральный облик парня, нежели его происхождение. То же самое можно сказать и о Радже, который, чтя традиции своей родины, понимает, что человека судят по делам, а не по тому, в какой касте он родился. На этих двух примерах, кстати, можно увидеть, как на самом деле относятся к неприкасаемым люди из высшего общества Индии. Они слишком европеизированы, чтобы обращать на это внимание.
Пуджа – неприкасаемая, положившая жизнь на то, чтобы ее внук имел более достойное будущее.
И ей это удалось. Сама она всю жизнь подметала улицу и думала, что будет делать это до конца своих дней. Так бы и было, если бы она не встретила Шанкара – того самого брахмана, который усыновил Бахуана.
Маленькими шажками Пуджа всегда боролась за право быть человеком, быть наравне с людьми из высших каст. В итоге все вылилось в то, что она баллотировалась в местный совет, представляя далитов. И ведь выиграла! Пуджу можно считать одним из символов обновленной, свободной от предрассудков Индии.
Хари – надежда всех неприкасаемых на лучшее будущее.
Хари – внук Пуджи, которому повезло родиться в новом веке. В отличие от своих родителей и бабушки, он имеет возможность учиться читать и писать. Правда, он все же не может посещать школу вместе с другими детьми, и ему приходится слушать, сидя вдалеке.
И все же через образы детей в сериале мы видим, что новое поколение в Индии уже менее подвержено предрассудкам, нежели их родные. Так, Ануша, внучка Опаша (и племянница Раджа), втихомолку играет с Хари и даже дарит ему колокольчик из своего дома.
Видя, как она идет к судье, чтобы развестись (Анушу выдали замуж ребенком, а детские браки в глубинке Индии до сих пор не редкость) и иметь возможность в будущем связать свою жизнь с Хари, зритель получает надежду на то, что Индия непременно изменится к лучшему.
Ну и, наконец, Опаш, как символ Индии, отвергающей свои предрассудки.
В начале сериала мы видим Опаша непреклонным и консервативным традиционалистом. Он испытывает глубокую неприязнь не только к неприкасаемым, но и к тем, кто хочет пошатнуть устои старой Индии – к Шанкару.
Но все меняется, когда он узнает, что сам он сын Шанкара, а его внук Нирадж, его маленький Кришна, - сын неприкасаемого, Бахуана. К счастью, сердце оказывается сильнее предрассудков, и Опаш принимает назад и внука, и невестку.
Как бы хотелось, чтобы вся Индия преобразилась так же, как Опаш, и начала относиться к людям как к людям, невзирая на их пол, религию, социальное положение и касту. Надеюсь, что медленно, но верно страна к этому придет.
Если вам понравился пост, читайте предыдущие выпуски разбора сериала «Дороги Индии»:
Часть 1
Часть 2
Часть 3
А в следующий раз я расскажу вам, что не так с индийскими ритуалами и традициями, показанными в сериале «Дороги Индии» (пост готов, скорее читайте).