Работаю шофёром с 1970 г. Застал ещё те времена, когда профессия шофёра была вполне себе уважаемой профессией, не что сейчас.
До 1976 г. , т. е. до момента выпуска первого КАМАЗа, приходилось мне работать исключительно на КРАЗах. Чем я очень гордился и на водителей всяких там ЗИЛов и ГАЗонов посматривал свысока.
О скором вводе в строй завода в Набережных Челнах, я , конечно же, знал, и когда объявили набор на курсы водителей КАМАЗов, я записался одним из первых. И вот заветные корочки в кармане и мы едем в Татарстан за новыми машинами.
Сам автозавод особого впечатления не произвёл, видел я заводы и побольше, а вот машина поразила. Для своего времени это было чудо техники. Удобная тёплая кабина, лёгкость в управлении, манёвренность, скорость. Особенно удивляла, после КРАЗа, тишина в кабине. Единственное, в чём он проигрывал КРАЗу, так это в проходимости.
Первые КАМАЗы собирались очень качественно, подтягивать ничего не приходилось, но со временем качество сборки заметно ухудшилось- план любой ценой! Но всё равно машина была надёжной и, главное, ремонтопригодной. Почти всё можно было отремонтировать в дороге.
Особенно много хлопот причинял двигатель. То болт крепления коромысел сломается, то гильза лопнет. Шестерня привода масляного насоса частенько выскакивала сквозь поддон, обламывались болты крепления головок блока цилиндров, и т. д.
Приходилось возить с собой кучу всякого инструмента и приспособлений на все случаи жизни. Две камеры с вырезанными сосками тоже всегда были с собой- одна под тосол, другая под масло. А гильзы приспособились менять даже не снимая поддона.
Все свободные пространства под кузовом были заняты ящиками с инструментом и запчастями, которые были в большом дефиците.
Однажды, где-то под Челябинском, застучал двигатель. Вскрытие показало, что провернулся вкладыш. Шейка коленвала тоже пришла в негодность. Сижу, думаю, что делать? И придумал. Вынул оба поршня с шатунами с этой шейки, трубки с форсунок вывел в бак и поехал дальше. Таким макаром проехал больше тысячи км.
Особенно запомнился рейс Оренбург- Ташкент- Оренбург. Сначала всё шло нормально. Ехал я практически пустой, 10 бочек из под краски болтались в кузове. Но километров через 500 КАМАЗ начал кипеть. Чего я только с ним не делал- чистил радиатор, менял гидромуфту, гильзу одну поменял- всё бестолку. Вместо воды приходилось заливать солярку. Неделю добирался до Ташкента, ещё неделю пришлось там торчать из-за неправильно оформленной доверенности. Как они там живут при такой жаре?. Я неделю вынес с трудом!
Наконец пришла "правильная" доверенность, загрузили мне 15 т. краски и тронулся я в обратный путь, предполагая, что гружёному ехать придётся намного дольше и труднее. Но, как будто бабка отшептала. Я не верил своим глазам- температура ни разу не поднялась больше 80 градусов. И до сих пор я не знаю, что же это было?
Лет 10 я уже не работаю на КАМАЗах, перешёл на более мелкие машинки. Глядя на современные КАМАЗы, замечаю, как сильно они изменились внешне. Хочется думать, что и содержание внешности соответствует.