Найти тему

Письмо детям.

Я обычная женщина 43 лет. У меня двое детей, родившиеся в новом тысячелетии. Как многие современные дети, они мало знают о том, что пережили их предки всего лишь 80 лет назад. Я пишу со слов моей бабушки, ей 90 . Она живая свидетельница голода тридцатых годов, войны и послевоенного периода. Чтобы помнили. Беларусь. Мой прадед, Василий и прабабушка Агафья , он барак, она дочь зажиточных крестьян, сегодня это фермеры. Поженились, родили десять детей, двое умерли сразу , остальные дожили до старости, среди них и моя бабушка Любовь. Жили на хуторе, большое хозяйство: кони, овцы, куры, коровы, утки . Трудолюбие, очень верующие люди. Соблюдали посты, ходили поломникоми в Киево-печерскую лавру. Когда пришли коммунисты, хутор разорили, животных в колхоз, дом разобрали и пришлось перебираться в близлежащую деревню. По рассказам бабушки, люди были очень дружные и добрые.Помогли построить дом. Василий работал в колхозе. Агафья не работала в колхозе и власть безбожников не принимала. Всегда молилась перед иконами за детей. В тридцатых был сильный голод. Много людей умерло с голоду в СССР. Кто-то говорил, что это Бог карает народ за отречение, за атеизм. Как выжили ? Сушили грибы, собирали гнилую картошку с колхозных полей, варили борщ из крапивы и лебеды. А ещё неподалеку был крахмальный завод, отходы сливали в помойную яму, Василий ходил и выгребал эту жижу, процеживали и пекли блины. Но бывало детей накормят, а сами голодные спать ложились. Лапти плели и одежду сами шили. Всё умели делать. Валенки на зиму и фуфайку. Но ничего, пережили голод, стали жить дальше. Но ещё большее горе ждало впереди. 22 июня 1941 года в 4 утра на нашу родину напали фашисты. Убивали, бомбили, угоняли в плен. Наши отступали, фашисты продвигались всё дальше в глубь Беларуси, оставляя за собой сожженные деревни. Вошли и в нашу деревню, обосновались в домах. На нашей улочке, около дома, стояла немецкая полевая кухня, в которой солдаты готовили себе вкусные, сытные обеды. Немцы были хорошо оснащены провизией. Даже шоколад полагался . В голове не укладывается, утром убивали , а в обед садились и вкусно ели , нам не понять . Война войной, а обед по расписанию. Так вот. Стояли долго в деревне , а местных женщин и детей заставляли на них работать. Стирали и мыли посуду, копали окопы. Мужиков забрали в плен, готовили к отправке в концлагерь. Но нашему Василию удалось бежать. С теми, кто имел связь с партизанами, расправлялись жестоко: заживо спалили соседнюю деревню, загоняя в сараи жителей. Не жалея ни детей, ни женщин, ни стариков. Вопль стоял такой, что было слышно в нашей деревне. Представьте, в каком страхе жили мои.

Однажды всех собрали жителей на берегу реки Днепр , построили в шеренгу и поставили пулемёт. Стали зачитывать списки, искали партизан. Или кого нет на месте, но одного деда не хватало , пошли домой и притащили и убили. Остальных отпустили. Потом наступала красная армия, бои шли жестокие, кровопролитные. Бежали в лес, без обуви и теплой одежды. Моя 12 летняя бабушка с годовалой сестрой на руках и братьями погодками сидели в лесу до заморозков. Наши войска освободили деревню и расселились в домах жителей. Дети заболели, поднялся жар, но военный врач не оставил в беде и колол уколы , спасибо этому неизвестному человеку. Со слезами она рассказывает обо всем.

Потом вернулся отец, он пробирался лесами домой. Весь съеденный вшами, опухший от голода, но живой. Старшие дети тоже воевали, сын на фронте , дочери санитарками в санитарном поезде. Выхаживали раненых. По молитвам матери все выжили, это ли не чудо.

Много можно рассказывать о той войне, когда завязался бой, и деревню стали бомбить, был жуткий случай, старику осколком снаряда срезало голову и покатилась голова на глазах у соседских детей. А кто не верит в бесчинство, которое творили фашисты, может побывать на мемориале Хатынь. Там стынет в жилах кровь . И посмотреть фильм "Иди и смотри". Этот фильм признан самым лучшим во всем мире о второй мировой войне. Как ждали победу, как были счастливы, когда настал мир. В 1946 моя Люба уехала восстанавливать из руин Минск. На кирпичном заводе до 1953 года. Говорит, вручную таскали кирпичи и цемент. Но по просьбе родителей, она вернулась домой в деревню, помогать по хозяйству. Устроилась работать на ферме дояркой. Коров было много, дожили вручную. Первая дойка рано утром, потом вечерняя на ночь. Ферма несколько километров от дома. И вот моя маленькая ростом Люба в резиновых сапогах и зимой, и летом ходила пешком. А дома свои коровы, свиньи, куры. Не заскучаешь. Летом приезжала многочисленная родня и все помещались в этом маленьком домике, Я помню дружную семью, ночи на сеновале, купание в Днепре. Но с годами опустел домик. Люба живёт одна. Изредка приезжают ее дети. Изношенное больное, согнутое тело, седая голова, но сильный дух, оптимизм, закалённый трудом непосильным. Такая она сегодня. И ее девиз " держитесь крепитесь, не унывайте, не падайте духом".