Найти тему
Дорогой дневник...

Лев Толстой мог бы написать сценарий для своего фильма. Но не успел

Незадолго до своей смерти Лев Толстой стал интересоваться кинематографом. На это намекают не только оставшиеся кинохроники с великим писателем, но и дневники «толстовцев». Один из них, Валентин Булгаков, последний секретарь Л.Н. Толстого, который отмечал, что идею написать киносценарий в 1910 году предлагал писатель Леонид Андреев:

20 апреля. За чаем он [Леонид Андреев] рассказывал Льву Николаевичу о критике К. Чуковском, который поднял вопрос о специальной драматической литературе для кинематографа. Сам Андреев этим вопросом очень увлечен. Лев Николаевич слушал сначала довольно скептически, но потом, видимо, мало-помалу заинтересовался.
— Непременно буду писать для кинематографа! — заявил он в конце беседы.

Судя по всему, идея Льва Николаевича сильно заинтересовала.

21 апреля. Говорил за столом, что он всю ночь думал о том, что нужно писать для кинематографа.
— Ведь это понятно огромным массам, притом всех народов. И ведь тут можно написать не четыре, не пять, а десять, пятнадцать картин.
Я передал Льву Николаевичу слова Андреева, что ему удобнее всех начинать писать для кинематографа: он сделает почин, а за ним пойдут и другие писатели, которые первые не решаются «снизойти» до писания для кинематографа. Андреев говорил также, что если Лев Николаевич напишет, то он скажет Дранкову, владельцу кинематографической фирмы, и тот привезет в Ясную труппу актеров и хорошего режиссера, чтобы тут же разыграть и снять пьесу.

Музыкант Александр Гольденвейзер, толстовец, тоже отмечал мысли Толстого о благой цели кино:

20 апреля. В Ясную недавно приезжали кинематографщики и давали для крестьян и семье Толстых сеанс. Л. Н. заинтересовался этим и сказал, что кинематографом можно было бы воспользоваться с хорошей целью. Он даже говорил, что кинематограф в некоторые случаях мог бы быть «полезнее книги».
Л. Н. советовал Андрееву попытаться написать хорошую пьесу для кинематографа и сказал ему, что и сам интересуется этой мыслью.

Правда, Льва Толстого одолевали сомнения. После посещения кинопоказа в доме сумасшедших, куда пригласили писателя, он поделился мыслями с А. Гольденвейзером:

25 июня. О кинематографе Л. Н. сказал:
— Мне уж кинематограф оскомину набил. Эти быстрые ненатуральные движения… Там какой-то негр снопы накладывал на воз с необычайной быстротой.

Кто знает, могли бы мы получить фильм по сценарию Л.Н. Толстого, если бы не скоропостижная смерть писателя, но его произведения позже стали основой для многочисленных экранизаций.

Если вам нравятся наши публикации, подписывайтесь, ставьте лайки и комментируйте. Спасибо за внимание!