Найти тему
Реальные истории и мистика

Героическое прошлое нашего народа - Моя тетя пережила блокаду

Оглавление

Моя тетя, когда ей было всего 12 лет, окончив 4 класса церковно-приходской школы, которая была в их поселке Залегощь орловской области, решила продолжить свою учебу в другом городе. Другой школы поблизости не было, поэтому нужно было куда-то ехать. И тетя Мария, так ее звали, решила поехать ни куда-нибудь, а в большой город в город на Неве, в город Ленинград.

Блокадный Ленинград

Июнь 1941 года

Никого из наших родственников или просто знакомых в Ленинграде у тети не было. Для того чтобы как-то устроиться и определиться на месте, она поехала пораньше, за полтора месяца до начала учебного года. Дома ей выделили небольшую сумму денег, чтобы хватило на дорогу туда и обратно, мало ли придется вернуться и еще немного денег на проживание и на питание, на первое время. Тетя решила, что поселится в каком-нибудь рабочем общежитии, а сама найдет для себя хоть какую-нибудь работу, например, посудомойкой, прачкой, няней или простой сиделкой.

С общежитием проблем у нее не возникло, да и работу в то время искать было легче. Четырнадцатилетние юноши уже свободно могли работать на станках заводов и фабрик. И может быть, что все бы могло сложиться очень хорошо, если бы не началась Великая Отечественная война. 22 июня 1941 года, фашистская Германия напала на Советский Союз, в состав которой в частности входила и Украина. В 4 часа по московскому времени немецкие самолеты бомбили Киев. Была даже сочинена песня с такими словами:

Двадцать второго июня,
Ровно в четыре часа
Киев бомбили, нам объявили
Что началася война.

Война началась на рассвете
Чтоб больше народу убить.
Спали родители, спали их дети
Когда стали Киев бомбить.
--------------------------------------
Врагов шли большие лавины,
Их не было сил удержать,
Как в земли вступили родной Украины
То стали людей убивать.

За землю родной Батькивщины
Поднялся украинский род.
На бой уходили все -все мужчины,
Сжигая свой дом и завод.

Рвалися снаряды и мины,
Танки гремели броней,
Ястребы красны в небе кружили,
Мчались на запад стрелой.

Началася зимняя стужа
Были враги у Москвы,
Пушки палили, мины рвалися
Немцев терзая в куски.
-----------------------------------
Кончился бой за столицу
Бросились немцы бежать
Бросили танки, бросили мины,
Несколько тысяч солдат.

Помните Гансы и Фрицы
Скоро настанет тот час
Мы вам начешем вшивый затылок,
Будете помнить вы нас.

Первое желание, которое могло прийти в голову юной девушки, это было желание срочно уехать домой на свою родину, но ее остановили.

- Глупая, куда ты собралась? Ты никого там уже не найдешь, Это война! - сказала ей пожилая женщина, комендант общежития. - Даст Бог, дочка, немец до Ленинграда не дойдет.

Так моя тетя Маруся осталась в Ленинграде и пережила блокаду. Далее опишу часть того, что она сама рассказывала мне, когда я спрашивал ее о том, как жилось ей в блокадном Ленинграде и что из ужасного ей довелось увидеть в 12 лет.

Моя тетя дежурила на крышах домов

- Мне повезло, - рассказывала мне тетя Маруся, - в большом городе у меня ничего и никого не было. Я бы не выжила, это точно, если бы не случай. Будучи в общежитии и ища для себя работу, я познакомилась с девчатами из одного комсомольского отряда. Когда началась война, то на их комсомольский отряд была возложена ответственная задача. Они должны были не прятаться вместе со всеми в бомбоубежище во время бомбежки города, а дежурить на крышах домов, чтобы тушить зажигательные бомбы. Комсомольцы этого отряда были поставлены на военное довольствие. И тоже дежурила и получала за это продовольственный паек.

Молодые девочки добровольно дежурили на крышах домов блокадного Ленинграда
Молодые девочки добровольно дежурили на крышах домов блокадного Ленинграда

- Тетя, а тебе было страшно? - спросил я.

- Да, конечно, было, - сказала со вздохом она и продолжила, - но мы привыкли. Город бомбили так часто, что не покидали крыш и даже спали на них же. Больше трех ночей мы не дежурили на одной крыше. Знаешь, Валера, когда вокруг все сверкало и гремело от взрывов, а рядом рушился дом, то всегда казалось, что следующий будет дом, на котором находишься ты.

На домах были таблички с надписями, что эта сторона наиболее опасная во время обстрела. Обломки домов занимают 50% от своей высоты.
На домах были таблички с надписями, что эта сторона наиболее опасная во время обстрела. Обломки домов занимают 50% от своей высоты.

- Больше трех ночей просто морально было не выдержать дежурство на крыше одного дома. Поэтому нас меняли. Мне повезло еще и в том, что подомной не рухнул ни один дом. Хотя часто было так, что на следующий день или через день рушились дома, на которых я дежурила до этого. Еще мы покидали крыши, когда ходили получать свой паек. Получали его сразу на несколько дней и опять дежурили.

Голод и ужасы блокадного Ленинграда

- То есть вас кормили, как красноармейцев? - спросил я у тети.

- Нет, мы получали пайки наравне с рабочими. Это не так много, но хоть что-то. Особенно тяжело с едой было в середине войны. Нам, как и всем, давали хлебные карточки. Потерять их было смерти подобно. Люди от голода, от того, что у них больше не было сил, просто падали прямо на улицах. Их тоже подбирали специальные отряды и увозили на Пискаревское кладбище. Там людей даже не хоронили, а просто скидывали в ямы. Когда ямы заполнялись трупами людей, то их закапывали бульдозером.

Трубы из города на кладбище вывозили специальные бригады
Трубы из города на кладбище вывозили специальные бригады

- А кто рыл эти ямы, тетя Маруся?

- Их не рыли. Минеры закладывали взрывчатку, потом взрывали. В образовавшуюся от взрыва огромную воронку и сваливали покойников. Особенно зимой было тяжело. Люди шли медленно, если человек останавливался и падал, чтобы не упасть самому, к ниму уже никто не подходил кроме санитаров .

Кладбище блокадного Ленинграда
Кладбище блокадного Ленинграда

О том, о чем не пишут и не говорят открыто

Невольно я задал тете один вопрос, на который получил ошеломляющий ответ. Она не сразу даже сказала мне об этом.

- Тетя Маруся, а было во время блокады еще что-то ужаснее, чем просто голод?

Хлеб в блокаду
Хлеб в блокаду

В городе не стало домашних животных

- Голод - это, пожалуй, самое страшное, - сказала тетя. - Вернее, не голод, а то на что способны некоторые люди ради того, чтобы выжить. Во-первых. В городе очень скоро не стало домашних животных. Кто-то отпустил своего питомца на волю, потому что кормить его больше нечем, а убить рука не поднимается. Но их отловили и убили другие люди. В городе не стало ни собак, ни котов, ни голубей. Люди даже крыс и мышей ели, если те им попадались.

- Я слышал об этом, кроме крыс, - сказал я тете.

Очередь за хлебом в Ленинграде во время блокады
Очередь за хлебом в Ленинграде во время блокады

- Хлеба было мало, да и был он наполовину из опилок. За ним стояли огромные очереди. Его нельзя было просто так купить на рынке, ни за какие ценности. Хотя кто-то наживался и на этом во время войны. Люди за кусочек этого хлеба могли отдать любую ценность, которая у них была.

Рынки блокадного города

- Тетя, но ты же сказала, что не купишь на рынке хлеба, это так? Получается, что рынки все же были в блокаду. А что на них продавали?

Рынок
Рынок

- Были, но на них продавали вещи в основном: одежда, книги, часы, примус. Можно было санки купить. Был еще "черный рынок", где можно было купить банку консервов, мыло, крупу, студень.

- Ты сказала студень?

То, о чем еще рассказывала мне тетя, не пишут в прессе и не показывают по телевидению. Но они, жители блокадного Ленинграда пережили эти ужасы.

Я пишу эту статью не для того, чтобы кого-то пугать или шокировать. Мне очень не хочется, чтобы где-то подобное могло повториться и, чтобы другие люди пережили это все. Всю свою жизнь, будучи я был против насилия и войн.

27 января 1943 года день снятия блокады

Город выжил. 18 января 1943 года произошел прорыв блокады Ленинграда. А 27 января 1943 года блокада была полностью снята и в Ленинграде провели праздничный салют в честь этого события. Ленинград стал оживать. В город пошли машины с продовольствиями. Люди начали убирать город от снега и льда.

Вечная память жителям и защитникам блокадного Ленинграда.

Пискаревское кладбище в Санкт-Петербурге
Пискаревское кладбище в Санкт-Петербурге

Еще несколько слов о моей тете Марии

Моя тетя так и осталась жить в Ленинграде. Во время войны, будучи девчонкой, она начала курить. И как не ругали ее потом, она всю жизнь курила папиросы "Беломор канал". Ей было не бросить эту привычку. Дожила она до 75 лет и умерла в городе на Неве.

Она была замужем. У нее родился единственный сын Володя Феоктистов, мой двоюродный брат. Некоторые фанаты и любители хоккея могут даже помнить его. Он начинал играть в хоккей вместе с такими легендами нашего хоккея, как Фетисов, Харламов, Третьяк. Ушел он из большого спорта из-за травмы и настоянию своей мамы, моей тети Маруси.

Сергей, мой племянник
Сергей, мой племянник

После войны спустя несколько лет в Ленинград к ней приехала моя мама. Они вместе работали, вкладывали свой труд в возрождение города на Неве. В частности они восстанавливали известный всем завод имени Степана Разина. Но это уже совсем другая история.

В Санкт-Петербурге на Васильевском острове живут мои племянники: Сергей и Наташа. Они уже давно взрослые люди и имеют свои семьи. Мы редко общаемся. Иногда, когда вижу фотографию Сергея, то узнаю в нем своего брата Феоктистова Владимира Ивановича. Так они похожи.

Не забудь поделиться

Считаешь, что это нужно помнить, поставь лайк, поделись в социальных сетях. Или поставь дизлайк.

Просто подписывайся и приходи на мой канал. Там есть другие интересные статьи.