Аксели Вальдемар Галлен-Каллела – представитель «золотого века» финского искусства и одно из моих недавних открытий. Модернист, националист, дизайнер и друг Максима Горького.
Наше знакомство началось в Национальной Галерее Лондона. Там живёт его «Озеро Кейтеле», и оно буквально гипнотизирует. В изображении воды и передаче заснеженных вершин на горизонте есть что-то рериховсокое, сам по себе пейзаж глубоко финский и в целом реалистический, остров норовит, словно Лапута, оторваться от водной глади и взлететь, а полосы ряби на поверхности фьорда свидетельствуют о незримом присутствии кого-то, кто остался за кадром. Этот кто-то плывёт на лодке, тихо опуская и поднимая вёсла...
Это первочеловек Вяйнямёйнен, самый популярный персонаж карельского и финского эпоса. В конце XIX века в Финляндии расцвело националистическое движение, и жажда освобождения от Российской Империи привела к подъёму такого жанра, как национальный пейзаж. В идеале — пронизанный духом финской мифологии.
Впервые опубликованный в 1835 году эпос "Калевала" (главным героем которого и был Вяйнямёйнен) щедро снабжал художников сюжетами и вдохновением. Аксели Вальдемар прославился именно иллюстрациями к "Калевале". Картины ниже — тому пример:
Аксели Вальдемар и фамилию, кстати, сменил на волне финского национализма — был швед Галлен, стал финн Каллела. В историю он, правда, вошёл под двойной фамилией, что делает его имя ещё больше похожим на алко-тест.
Его называют символистом, модернистом, реалистом и экспрессионистом. Всего понемногу. Впрочем, это не так важно. Важно то, что его картины полны национальной гордости без клюквы, хотя местами и с излишним пафосом. Вот, например, Ad Astra (от латинского "через тернии к звёздам"). Его луноликая и солнцеподобная дева со стигматами да на невидимом кресте, поговаривают, украшала алтарь, когда крестили детей художника. (Импи Марьятта прожила 4 года, Кирсти стала виолончелисткой и иллюстратором, Йорма — живописцем и графиком.)
Подобно своему современнику и тоже видному националисту (правда, чешскому) Альфонсу Мухе, Галлен-Каллела был специалистом широкого профиля и живописью не ограничивался. Он писал фрески, разрабатывал дизайн ковров, сам спроектировал собственный дом (ныне музей), а когда Финляндия обрела независимость, взялся за национальную айдентику — разбабатывал дизайн флагов-гербов-орденов. Всё то же самое для новорождённой Чехословакии делал и Альфонс Муха. Ниже примеры работ Галлен-Каллелы из самых разных областей: от фресок и ножей до орденов и марок.
Что вы думаете об этом художнике? Поделитесь мнением в комментариях! Только будьте острожны: Илья Ефимович Репин сгоряча написал в "Мире искусства", что "его идеи – бред сумасшедшего, его искусство близко к каракулям дикаря", а потом страшно раскаивался и спустя 30 лет сетовал, что
"когда я писал о Галлене, я даже не представлял хорошо его трудов – так, по старой памяти... А потом, будучи в Гельсинфорсе, я познакомился с его работами... и... готов был провалиться сквозь землю... Это превосходный художник, серьёзен и безукоризнен по отношению к форме. Судите теперь: есть отчего, проснувшись часа в два ночи, уже не уснуть до утра – в муках клеветника на истинный талант..."
Читайте также:
Если вы предпочитаете не читать, а слушать, приходите ко мне на лекции в Москве или зовите меня в свой город!
P.S. Чем больше лайков и комментариев, тем больше статей!