Найти тему
OC Media

Действующий президент Рауль Хаджимба «побеждает на выборах в Абхазии»

Согласно предварительным результатам, действующий президент Рауль Хаджимба незначительно опережает своего соперника от оппозиции Алхаса Квициния во втором туре президентских выборов в Абхазии.

Согласно результатам, опубликованным в понедельник Центральной избирательной комиссией (ЦИК) Абхазии, в воскресенье во втором туре выборов Хаджимба набрал 47% голосов, опередив Алхаса Квициния, получившего 46%. Явка составила 66%. Объявление окончательных результатов ожидается в течение трех дней.

Председатель ЦИК Тамаз Гогия сказал, что в подсчет еще не вошли бюллетени из села Псху, но они не повлияют на общий результат.

После объявления результатов предварительного голосования, Квициния потребовал аннулировать результаты, заявив, что Хаджимба «не набрал необходимое количество голосов в соответствии с законом», так как он не набрал более 50%. Бюллетени также содержали графу «против всех», которую предпочли 3 154 человек.

Поздним вечером в воскресенье несколько политических партий и организаций, поддерживающих Квициния, таких как «Амцахара», «Единая Абхазия» и «Народный фронт Абхазии», высказали аналогичное требование.

Трое бывших кандидатов в президенты, Астамур Какалия, Артур Анкваб и Олег Аршба также обратились в ЦИК с аналогичным призывом.

5 сентября, всего за несколько дней до голосования, ЦИК опубликовала заявление, разъясняющее, что для  победы кандидату не обязательно набирать 50%,, а достаточно лишь набрать больше голосов, чем оппонент, при условии, что проголосовали по меньшей мере 25% избирателей.

Сторонники Хаджимба упрекнули соперника от оппозиции за то, что он нарушил свое обещание, данное в начале сентября, не подвергать сомнению легитимность результатов в случае, если кандидат с наибольшим количеством голосов не наберет 50%.

Тамаз Гогия заявил, что кандидаты имеют право оспорить результаты голосования в течение трех дней после объявления окончательных цифр.

В случае, если Хаджимба будет утвержден на посту президента, Аслан Барциц, председатель «Форума национального единства Абхазии», станет новым вице-президентом Абхазии. Кандидат в вице-президенты от Квициния – оппозиционный депутат Дмитрий Дбар.

В воскресенье абхазы проголосовали на 154 избирательных участках, в том числе на двух участках в России: в Москве и Черкесске, столице Карачаево-Черкесии, которая граничит с Абхазией на севере.

По данным Центральной избирательной комиссии (ЦИК), право участвовать в выборах имели более 127 000 человек.

Среди наблюдателей были депутаты комитетов по внешним связям и обороне российской Госдумы, а также делегации Донецкой и Луганской Народных Республик и Южной Осетии.

Министерство иностранных дел Грузии, которое никогда не признавало законность каких–либо выборов, проводимых в Абхазии с момента потери контроля над ней после конфликта 1992–92 годов, осудило голосование 25 августа, назвав его «еще одним незаконным актом, направленным против суверенитета и территориальной целостности Грузии». Министерство подтвердило свою позицию 8 сентября.

Эти выборы также осудили Азербайджан и Украина и 15 стран запада, включая Соединенное Королевство и США, выступившие с совместным заявлением.

Что случилось в ходе первого тура?

Ни один из девяти кандидатов, претендовавших на высший политический пост в Абхазии, не преодолел необходимый для победы 50% барьер в первом туре 25 августа.

Окончательные результаты, объявленные через два дня после голосования, показали, что во втором туре встретятся действующий президент Рауль Хаджимба (с 25% голосов) и лидер оппозиционной партии «Амцахара» Алхас Квициния (с 23%). Явка в первом туре составила 67%.

[Подробнее о прошедших выборах на OC Media: Президентские выборы в Абхазии переходят во второй тур]

Квициния, уступивший Хаджимба почти 1600 голосов, превзошел другого лидера оппозиции Олега Аршба, набрав всего на 327 голосов больше.

Большинство кандидатов признали свое поражение, и, как сообщалось, ни один из них не оспаривал результаты первого тура.

Проблемы и теледебаты

В беседе с «Эхо Кавказа» после голосования в воскресенье, Квициния сказал, что обстановка на выборах в день голосования не была напряженной, но пожаловался на использование «административного ресурса» сторонниками своего оппонента.

Во время телевизионных дебатов с Хаджимба 6 сентября Квициния обвинил своего противника в том, что тот накануне выборов начал активные «масштабные» работы по восстановлению дорог и инфраструктуры.

Трансляция теледебатов продолжалась более двух часов, в течение которых оппозиционный кандидат Квициния критиковал действующего президента за рост уровня преступности, нехватку рабочих мест и за повышение налогов, которые, по его словам, препятствуют развитию местного бизнеса.

На протяжении своей предвыборной кампании Квициния обещал способствовать созданию рабочих мест, помогая сельскому хозяйству и промышленности в Абхазии.

Наряду с коррупцией в правительстве и энергетической политике, предполагаемый рост организованной преступности был одним из главных вопросов предвыборной кампании в последние месяцы.

Убийство одного россиянина в Очамчирском районе и покушение на другого в Гагрском районе в течение двух дней в середине января побудили некоторые российские СМИ заговорить об «открытой охоте» на российских бизнесменов, проживающих в Абхазии.

Это усилило среди абхазцев опасения спада туризма, который является основным сектором экономики Абхазии.

Одним из громких дел в этом году стало также похищение в апреле Омара Мерцхулава из села Гумиста Сухумского района.

В марте Хаджимба представил в парламент Абхазии проект закона «о борьбе с преступностью». В случае его принятия участие в группах, связанных с «ворами в законе» — авторитетными членами организованных преступных групп — станет уголовно наказуемым.

В ходе предвыборных дебатов Хаджимба заявил, что, несмотря на то, что за последние пять лет было зарегистрировано 18 случаев похищения людей, власти смогли раскрыть лишь шесть из них.

Экс-президент Анкваб поддерживает лидера оппозиции

Накануне второго тура выборов третий президент Абхазии Александр Анкваб, который в первом туре был сторонником Олега Аршба, поддержал кандидатуру Квициния. Хаджимба сменил Анкваба у власти в 2014 году при существенной помощи России.

66-летний Анкваб не смог баллотироваться на пост президента, поскольку Конституция Абхазии ограничивает возраст кандидатов до 65 лет.

Лагерь Хаджимба незамедлительно отреагировал на новость, намекая в заявлении от 6 сентября на то, что Анкваб объединяется с Квициния из конъюнктурных соображений, уверяя, что Анквабу предложили должность в его администрации.

Квициния отрицал слухи о том, что предложил Анквабу пост премьер-министра.

За пять дней до второго тура трое бывших кандидатов в президенты Алмас Джопуа, Артур Анкваб (не связанный с экс-президентом) и Астамур Тарба (дисквалифицированный после того, как из гонки выбыл его кандидат на пост вице-президента) объявили о создании «Альтернативы» — политического альянса, призывающего реформировать конституцию, правоохранительную систему и работать над проблемами в энергетическом секторе Абхазии.

«Отравление» Бжания

Партия «Амцахара» представила Квициния как замену Аслану Бжания, которого более широкая оппозиционная коалиция, сосредоточенная вокруг «Амцахара», считала главным противником Хаджимба.

Бжания не участвовал в гонке после того, как, согласно заявлению его партии, оппозиционного альянса «Национальное движение по охране государственности» (ОНД), он внезапно заболел 17 апреля и его сначала пришлось госпитализировать в Москве, а затем отправить в одну из клиник Берлина. Команда Бжания утверждала, что это было отравление. 

В мае они перекрыли главные автомагистрали Абхазии и ненадолго парализовали движение общественного транспорта в Сухуми, требуя перенести выборы, назначенные на 21 июля.

Абхазские власти опровергли обвинения в отравлении Бжания, но 21 мая, в качестве компромисса с оппозицией, Хаджимба согласился назначить день голосования на 25 августа.

Квициния никогда не пользовался поддержкой всех групп, выступающих за Бжания, но за три дня до дня голосования команда Бжания опубликовала заявление бывшего кандидата с призывом к жителям Абхазии голосовать за Квициния.

Аслан Бжания пообещал «поддержать» Квициния, как только выздоровеет. Фото: «Апсны сегодня».

4 сентября Бжания снова вмешался, выпустив видеообращение в поддержку Квициния.

Лишенные права голоса этнические меньшинства

За неделю до воскресного голосования сторонники обоих кандидатов в президенты обвинили друг друга в запугивании избирателей.

Лагерь Хаджимба сообщил о «запугивании» его сторонников в Гальском (Галском) районе со стороны оппозиции. Обращаясь к жителям Гали, они рассказали о «достижениях» действующего президента в деле «стабилизации» ситуации в Гали, выразив надежду, что они поддержат его во втором туре.

Население Гали, которое в подавляющем большинстве является этнически грузинским, давно жаловалось на дискриминацию со стороны абхазских властей.

3 сентября лагерь Квициния обвинил сторонников Хаджимба в том, что они ходят по домам и непосредственно запугивают этнических армян в Абхазии, а также в оказании давления на этнических русских и армян посредством телефонных звонков со скрытых номеров.

В последние годы юридические и политические права неабхазских национальных меньшинств были тесно связаны с противоречивой политикой Абхазии и паспортным режимом.

В соответствии с законом «О гражданстве» 2015 года, избиратели должны были предъявлять новый абхазский паспорт, который предоставлял гражданство лишь лицам, предъявившим доказательство проживания в Абхазии в течение пяти лет до провозглашения независимости Абхазии в 1999 году.

Этот процесс, начавшийся накануне президентских выборов 2014 года, лишил политических прав почти 23 000 избирателей, в основном этнических грузин в Гальском районе, которым было разрешено вернуться в Абхазию лишь в 1999 году.

Стелла Адлейба сообщала OC Media в начале 2019 года, что применение закона о гражданстве затрагивало в основном грузин, армян, русских и другие этнические меньшинства, и в меньшей степени этнических абхазов.

Встречаясь с кандидатом в президенты Алхасом Квициниа 5 сентября, некоторые представители русской общины Абхазии пожаловались на препятствия для продления их паспортов.