Византийская империя образовалась в начале IV века на рубеже двух эпох: поздней античности и зарождения раннесредневекового общества. На протяжении первых столетий Средневековья Византия имела огромное влияние на формирование моды как Западной, так и Восточной Европы. Особенно популярными были византийские украшения (серьги, браслеты, диадемы, фибулы, перстни), отличавшиеся единством стиля и высоким художественным мастерством.
В противоположность античным канонам Греции и Римской империи, где ценилась красота телесная, Византия во главу угла поставила красоту духовную. Соответственно этим взглядам сложился и византийский идеал красоты: овальное, слегка удлиненное лицо, большие глаза, высокий открытый лоб, маленький рот. Лицо визуально удлиняли модные у женщин подвески, спускавшиеся вдоль лица на грудь. Оголенное тело воспринималось как дьявольское искушение, поэтому его, как правило, полностью закрывали.
По сохранившимся фрескам и мозаикам времен Византийской империи мы сегодня можем детально изучать прически и головные уборы той эпохи. Прически знатных женщин представляли собой сложные композиции из кос и локонов в сочетании с различными украшениями, жемчугом и драгоценными камнями. Для поддержания формы волосы закалывали костяными или медными шпильками.
Византия славилась цирюльниками и мастерами, которые изготавливали качественные парики. Их клиентами были лысеющие византийцы, старавшиеся таким образом скрыть непривлекательный изъян. И женщины, и мужчины красили волосы растительными красителями в модный каштановый цвет. А вот императрица Феодора, жена императора Юстиниана (VI век) красила волосы в слегка голубоватый тон и посыпала золотой пудрой.
Византийские женские прически VI века в определенной мере напоминали римские. Волосы делили на две части. Волнами укладывали в направлении затылка, собирая на макушке в высокую декоративную форму, которую украшали обручем из драгоценных камней и жемчуга.
По изображениям другой императрицы, Ирины, мы можем судить об эстетических вкусах XII столетия. Пышные русые волосы красиво уложены вокруг лица, на грудь с обеих сторон спущены длинные косы, помещенные в специальные футляры, украшенные жемчугом. На голове диадема – символ императорской власти, а на плечах круглый царский воротник.
Большинство женских причесок Византии имели форму похожую на валик, их, подобно нимбу, укладывали вокруг головы. Чаще всего встречались пышные, объемные прически, но были и такие, что напоминали греческие узлы на затылке. Крепили прически сетками, лентами и шнурками с жемчугом и драгоценностями.
Кроме того, женщины заплетали косы, а затем укладывали их в виде валика вокруг головы, при этом полностью закрывая уши. Незамужние девушки носили прически с прямым пробором, который разделял волосы надвое от лба до затылка. На висках заплетали косы, перевязывали их в нескольких местах по всей длине или перекручивали косы жгутами.
Замужние женщины полностью закрывали волосы головными уборами. Богатые для этого использовали длинные шелковые или атласные вуали, а бедные – короткие до плеч из дешевых тканей. Поверх надевали обруч.
Гардероб знатных византиек состоял из туники, столы, пенулы и мафория. Общий силуэт женского костюма, полностью закрывающего тело, напоминал цилиндр. Императрица Феодора, изображенная на мозаике, одета в белую вышитую по низу столу, поверх которой накинута мантия с широкой орнаментальной каймой. Расшитые золотой нитью башмаки, венец и широкое ожерелье с драгоценными камнями, покрывающее плечи, дополняют костюм императрицы.
Придворные дамы одеты в одноцветные столы, украшенные вышивкой. К слову, этот вид рукоделия не просто высоко ценился, но и во многом определял византийский стиль в одежде. На плечи знатных дам накинуты узорчатые пенулы. Вообще, объединение в одном ансамбле однотонной и узорной ткани – одна из особенностей женской византийской одежды.
Представительницы других социальных слоев, разумеется, одевались в платья из дешевых материалов, сохраняя неизменной цилиндрическую форму одежды. В Византии появилась также накидка, покрывающая голову и верхнюю часть женского тела. Называлась она «мафорий». Концы мафория перекрещивались спереди, а затем перебрасывались на спину. Все святые и мученицы на русских иконах изображены в подобных накидках, что, в общем-то неудивительно, если учесть влияние соседней Византии.