Найти тему
История и истории

«Народ их называется рос, а король их зовется хаканом»: как наши предки впервые появились в Европе

Оглавление

Самое раннее упоминание русов в западноевропейских источниках встречается в Бертинских анналах - хронике, написанной в середине IX века франкским епископом Пруденцием.

Посольство Феофила

Хронист описывает посольство византийского императора Феофила к императору Франкской империи Людовику Благочестивому. Делегация византийцев во главе с митрополитом Феодосием застала западного монарха в Ингельхейме, что неподалеку от Майнца. Греки первым делом заверили Людовика в вечной дружбе, а чтобы он понимал, кто именно эту дружбу предлагает, рассказали о последних победах Феофила над арабами.

"В лето от Воплощения Господня 839-е прибыли также греческие послы, направленные императором Феофилом, а именно халкидонский митрополит Феодосий и спафарий Феофан, которые, наряду с дарами, достойными императора, доставили послание; император с почестями принял их в 15-й день июньских календ в Ингельхайме. Их посольство имело целью подтверждение мирного договора и вечной дружбы и любви между обоими императорами, а также их подданными. Кроме того, с благодарением и ликованием о Господе Феофил сообщал о победах, одержанных им с небесной помощью в войне против внешних врагов, и предлагал императору и всем его подданным, проявив дружеское расположение, вознести за это благодарность Подателю всех побед".

Это звучало убедительно, только насчет побед послы Феофила немного приврали, точнее, сказали не всё. Ромейский император действительно мог похвастать победами над сарацинами: он совершил два удачных похода в Сирию - в 831-м и 837-м году. Во время второго похода, кстати, разрушил родной город халифа Аль-Мутасима. Однако летом 838 года, за год до посольства к франкскому императору, Аль-Мутасим нанес ответный удар, причем настолько могучий, что сам Феофил едва не лишился жизни. Две армии арабов вторглись в Анатолию, и одна из них, которой командовал персидский принц Хайдар ибн Кавус, 22 июня 838 года разгромила численно превосходящую византийскую армию у Анзена. Причем Феофила вместе с отрядом катафрактов окружили на холме, и только чудо помогло императору сбежать. А через месяц василевса ждал еще более тяжелый удар. Сарацины взяли город Аморий в западной части Малой Азии - колыбель Аморийской династии, к которой принадлежал Феофил. Город был полностью разрушен, население либо вырезано, либо отправлено в рабство. 40 знатных жителей Амория, среди которых были и родственники императора, в цепях отправили в халифат и там замучили.

Император Феофил из хроники Иоанна Скилицы.
Император Феофил из хроники Иоанна Скилицы.

Известно, что Феофил тяжело переживал эти удары, есть даже версия, что потрясения после потери Амория через несколько лет свели его в могилу. Но тем не менее Людовику об этом он не обмолвился ни словом (если верить автору Бертинских анналов), напротив, заявил, что всё у него хорошо, спасибо Господу.

Разведчики из народа свеев

Но для нас куда интересней следующий фрагмент из этой же части анналов, описывающей посольство Феодосия, - тот, где упоминаются некие русы (или росы в византийском варианте), которые прибыли в Ингельхайм вместе с византийскими послами.

"С послами Феофил прислал еще неких людей, утверждавших, что они, то есть народ их, называются рос и что король их, именуемый хаканом, направил их к нему, как они уверяли, ради дружбы. В упомянутом послании Феофил просил, чтобы по милости императора и с его помощью они получили возможность через его империю безопасно вернуться, так как путь, которым они прибыли к нему в Константинополь, пролегал по землям варварских и в своей чрезвычайной дикости исключительно свирепых народов, и он не желал, чтобы они возвращались ним путем, дабы не подверглись при случае какой-либо опасности. Тщательно расследовав цель их прибытия, император Людовик узнал, что они из народа свеев, и, сочтя их скорее разведчиками и в той стране, и в нашей, чем послами дружбы, решил про себя задержать их до тех пор, пока не удастся доподлинно выяснить, явились ли они с честными намерениями или нет".

С большое долей вероятности можно предположить, что речь здесь идет о русах - потомках скандинавских, точнее, шведских викингов, обосновавшихся еще в середине VIII века в Старой Ладоге на северо-западе современной России, а ко времени посольства Феофила, вероятно, подчинивших себе и Киев. Но послы, скорее всего, были именно из Ладоги, потому что они, как сообщает Пруденций, просили Людовика позволить им вернуться домой через территорию франков, а кружной путь из Константинополя в Киев через германские земли выглядит совсем нерационально.

Викинги и драккары, современный рисунок.
Викинги и драккары, современный рисунок.

Загадочный Русский каганат

Есть и другая интерпретация, которой придерживаются преимущественно славянофилы. В тексте хроники их больше всего зацепило слово "каган" (или "хакан"). Известно, что у норманнов таких титулов не было, зато каганы встречаются у тюркоязычных народов. Отсюда появилась трактовка, что росы (или русы) на самом деле никто иной, как представители Русского каганата, который якобы существовал на территории Восточной Европы в VI - VIII веках, и где заправляли всем то ли тюрки, то ли славяне. Впрочем, эта гипотеза довольно рыхлая, поскольку ничего конкретного о Русском каганате она не говорит, не объясняет, как росы при ближайшем рассмотрении императора Людовика оказались вдруг свеями (шведами). Также ее опровергают последующие многочисленные данные о росах, которые мы встречаем в изобилии у византийских авторов (Продолжатель Амартола, патриарх Фотий, Константин Багрянородный, Лев Диакон и другие). В этих текстах нет ни слова о Русском каганате, зато не раз и не два подчеркивается норманнское происхождение росов.

"Безжалостный народ рос"

И первый более-менее развернутый византийский рассказ о "народе рос" встречается всего через 20 лет после посольства императора Феофила. Причем на этот раз этот народ предстает отнюдь не союзником Византии.

В 860 году епископ Фотий пишет о безжалостных росах, которые на сотнях кораблях подошли к Константинополю, спалили и разграбили всё вокруг и едва не овладели царственным городом, воспользовавшись тем, что император Михаил III со своей армией был в отлучке по причине очередного похода против сарацинов.

"Народ незаметный, народ, не бравшийся в расчет, народ, причисляемый к рабам, безвестный - но получивший имя от похода на нас, неприметный - но ставший значительным, низменный и беспомощный - но взошедший на вершину блеска и богатства; народ, поселившийся где-то далеко от нас, варварский, кочующий, имеющий дерзость в качестве оружия, беспечный, неуправляемый, без военачальника, такою толпой, столь стремительно нахлынул будто морская волна на наши пределы…" - пишет патриарх Константинопольский Фотий.

Это был первый поход русов на Константинополь. За ним последуют другие. Через 50 лет Вещий Олег повесит свой щит на вратах Царьграда и заключит первый серьезный договор Руси и Восточной Римской империи...

Поход Олега на Царьград, гравюра Ф.А. Бруни.
Поход Олега на Царьград, гравюра Ф.А. Бруни.

А что же с первыми русскими послами, представшими перед очами Людовика Благочестивого в 839 году? Пропустил ли он их через свои земли домой на Балтику? Увы, епископ Пруденций о судьбе русов больше ничего не сообщает. Мы можем только предположить, что судьба их, скорее всего, была незавидна. Людовик, конечно же, узнал в свеях близких родственников тех норманнов (преимущественно датских), которые доставляли немало хлопот Франкскому государству, и едва ли обошелся с ними по-доброму.

Алексей Денисенков

Подписывайтесь на канал История и истории!

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Кто повесил щит на вратах Царьграда - князь Олег или легендарный викинг Рагнар Лодброк?
Кем были древние русы — викингами или славянами?