Как устроена жизнь заводского монастыря
От подлодки к алтарю, из цеха в монастырь – будни рабочих завода в Северодвинске. В окружении металлических конструкций Севмаша находится храм XV века, куда могут попасть только сотрудники завода. Авторы «Заповедника» побывали в одном из самых закрытых храмов России, где отбывали ссылку противники церковных реформ и «дефективные дети».
«Северодвинск – ядерный щит России». 26 тысяч сотрудников машиностроительного завода видят такую надпись каждый день, когда идут на работу. Это почти треть жителей Северодвинска.
За колючей проволокой – город в городе. Высокие чёрные коробки, в которых собирают военные корабли, построены без окон. На территории несколько столовых, дом культуры со спортивным залом и бассейном. Жители Северодвинска знают, что бассейны здесь умеют встраивать даже в подводные лодки.
По заводу курсируют грузовые машины и тракторы, которые расчищают снег, покрытый смогом. Монотонный звон молотков и гул металла задают рабочим ритм. Над заводом летают вороны, но их не слышно. Цветные здесь только каски рабочих, сине-жёлтые двери цехов, попасть за которые нет никакой возможности, и купола Николо-Карельского монастыря.
Фото: Антон Карлинер
Фото: Антон Карлинер
Фото: Антон Карлинер
Фото: Антон Карлинер
Фото: Антон Карлинер
«Когда Иосиф Сталин выбирал место для завода, он сказал: "Старые монахи знали, где строить". Видите, кругом – болота, а здесь устойчивая земля и море рядом, – рассказывает пресс-секретарь Севмаша. – Место у нас уникальное. Пару лет назад специалист с аппаратурой под толщей земли обнаружил здесь захоронения. Предположительно, Антония и Феликса, небесных покровителей храма. Сто процентов нельзя ручаться, но всё равно».
По легенде, Марфа Посадница приказала возвести монастырь в начале 15 века, после того, как в Белом море во время шторма утонули её сыновья Антоний и Феликс. Памятный крест стоит рядом с машинным цехом, у баков с ацетиленом.
Монастырю больше 600 лет, и это старейшее здание в советском Северодвинске. Сам город был основан в конце 30-х годов как центр судостроения, поэтому попасть в него можно было только по официальным делам: на одном берегу Белого моря строили Севмаш, на другом – «Звёздочку», где ремонтируют и разбирают подводные лодки Севмаша.
Считается, что у стен монастыря начались отношения между Россией и Англией. В 1553 году в нём останавливался на ночлег путешественник Ричард Ченслер, плывший в Индию. Вскоре после его экспедиции в Лондоне открыли «Московскую компанию», которая получила от Ивана Грозного разрешение на монопольную торговлю.
До 1957 года Северодвинск назывался Молотовском
Фото: Антон Карлинер
Фото: Антон Карлинер
Фото: Антон Карлинер
Дважды монастырь становился тюрьмой. Сначала в заключение отправлялись противники реформы Никона. В том числе монах Герасим Фирсов и старец Ион – будущие идеологи Соловецкого восстания. В начале 1920-х годов храм стал «помещением для колонии дефективных детей». Перед тем как переоборудовать место под тюрьму, карательная комиссия провела проверку, забрав из храма «15 крестов, 95 икон, 12 напрестольных евангелий, 8 потиров, 1 митра, 1 посох, 1 алмаз».
«Дом деревянный, двухэтажный намечен под общежитие детей. В доме полукаменном намечено 10 комнат: 4 – для клуба, остальные – для мастерских», – зафиксировали работники колонии, многие из которых – бывшие заключённые. По их решению колонны храма снесли, алтарь переделали под сцену. Рядом расположили скотный двор, баню, чуланы – но ненадолго: через два года колонию подростков перевезли в Архангельск. «Окна выбиты, крыша скотного двора, снесённая ветром, лежит в поле, на чердаке пророс ячмень, трубы на чердаках от дождя размокли, штукатурка с потолков внутри зданий отваливается. Луга и пожни запущены, сточные канавы заросли мхом», – значится в архивных документах храма. Чтобы провести в здании ремонт, Архангельское уездное земельное управление сдало монастырь в аренду за 150 рублей жителю деревни Питяево. В 1926 году в храм переехала трудовая коммуна «Искра» из трёх крестьянских семей, через два года к ним присоединили ещё 22 семьи, и вместо они «по всем правилам науки» развивали животноводство. Скот держали в подвале монастыря, здание топили дровами из разобранных стен, в столовую собирались по удару колокола. А когда в храме случился пожар, коммунары бежали, сочтя несчастный случай божьей карой. Вместе с имуществом семей сгорели и купола монастыря. Потом трудовую коммуну сменили строители Севмаша.
Фото: Антон Карлинер
Фото: Антон Карлинер
«Монастырь без колоколов – печальное зрелище. После того как храм в 90-е годы вернули церкви, Николай Яковлевич Калистратов, бывший директор, решил подарить храму новые. Они делались у нас на заводе, стояли в цехе. Из того же металла, что и подводные лодки сделаны, думаю. Краской покрасили специальной: сколько лет – и ей ничего не делается. Но если, скажем так, покопаться, по-другому изначально купола выглядели, – рассказывает пресс-секретарь Севмаша. – Сейчас в монастыре организуются крещенские купания. Не очень-то эстетично, в подвальчике, но важен же сам ритуал. Желающие окунаются в святую воду». Приход монастыря – около ста человек. Некоторые рабочие крестились прямо на заводе. В шутку они называют себя заводскими монахами. Жителям области монастырь даже не виден из-за забора. На службу они приглашаются два раза в год по пропускам. «Люди верующие узнают об этом из объявления севмашевской газеты, которое перепечатывается другими изданиями, – говорит пресс-секретарь Севмаша, крестясь. – Душа тянется, скажем так».
Фото: Антон Карлинер
Диана Злобина
Понравилась статья? Ставьте лайк 👍 и подписывайтесь 🤝 на наш канал!
----
Канал ФОМ(Фонд Общественное Мнение) про политику, социологию, науку, культуру, этнографию, здоровье и многое другое. Если у вас есть интересные темы для публикаций или истории, которыми вы хотели бы поделиться, то напишите нам об этом: hello@fom.ru