Младшие дети ходят в музыкалку меньше недели, а такое ощущение, что всю жизнь.
Лёшенька, как персонаж анекдота, убежден, что он классно играет на трубе, и проблема только в том, что ему пока не дали трубы. А дали блокфлейту. А что блокфлейта! Это разве мощь. Ну да, он в неё дует и какой-то свист идёт, но не труба, не труба. Концепция, что музыканту надо выдавать определенные звуки в определенной последовательности, Лёхе не близка. Но какие-то звуки он выдаёт. А ещё он постоянно хохочет и дурачится – прямо на уроке с дядей-трубачом. Но дядя-трубач оказался очень мягким. Я грожу Лёхе кулаком, а дядя-трубач примиряюще говорит:
– Да ладно, он же ещё маленький и только начал заниматься. На этом этапе главное – пробудить в ребёнке интерес к инструменту.
Судя по возбуждению, с которым Лёха прыгает по музыкальному классу со своей блокфлейтой, интерес пробужден и даже подкреплён.
– А когда мне дадут трубу? – спрашивает Лёха.
– Посмотрим по твоим зубам, – отвечает дядя-трубач.
К моему удивлению, на первом же уроке он попросил Лёху открыть рот и стал изучать его зубы с пристальным вниманием, которое я раньше встречала только у стоматологов.
– Вот эти спереди – они у него коренные или молочные? – спросил у меня дядя-трубач.
– Ну... какие-то коренные, а какие-то молочные, – резонно ответила я.
– Сколько коренных?
Кто ж его знает! Я стала вспоминать, когда и что у Лёхи вырастало и выпадало. А я не слишком внимательна к детским зубам, пока они не болят. Вот два верхних резца стопроцентно новые. И снизу два зуба явно недавно выросли, они так радостно блестят. А остальные...
– Четыре зуба точно коренные, – сказала я.
– Это я и так вижу. Но хорошо бы шесть.
– Наверное, есть и шесть.
– А ещё лучше восемь. В идеале – двенадцать.
– Двенадцать?! Не, ну столько мы точно не наскребём.
– Ну тогда пока подождём с трубой, – сказал дядя-трубач.
Лёха понял это буквально: для того, чтобы блистать на сцене, нужны новые передние зубы. Теперь он с нетерпением ждёт их появления и придирчиво осматривает перед зеркалом уже имеющиеся. Кстати, стал аккуратнее их чистить – раз такое дело.
Лёха мечтает, что зубы появятся, ему дадут трубу, он выйдет на подмостки – и вот он уже стоит и играет, играет что-то прекрасное. У вас какие ассоциации с соло на трубе? У меня в голове стартует мелодия из фильма «Свой среди чужих». Что играет в своём воображении Лёха – трудно сказать. Названий он не знает, а напеть не может, потому что у него слуха нет.
Я привела их с Ясей на обязательный в музыкальной школе хор, Лёха спросил у преподавательницы, сердито:
– Зачем мне хор? Я петь вообще не люблю!
– Хор нужен для того, чтобы развивать твой слух, детка, – флегматично ответила преподавательница.
– Но я и так хорошо слышу!
Яся менее анекдотичный персонаж. Иллюзий, что она круто играет на скрипке, у неё нет. Возможно, потому, что скрипочку мы ей сразу же и купили. Очаровательную маленькую восьмушку.
Она так всем понравилась, что и Адель, и Леечка, и даже Сашка сказали, что они тоже хотят играть на скрипке.
– На самом деле это совсем не просто, – ответила им Яся. Как настоящий знаток.
Ее педагог – элегантная пожилая дама. Она спокойная, ласковая, но про ее уроки мы пока мало что знаем. Потому что она не пускает на уроки тех, кто приводит детей.
– Вашей девочки мне вполне достаточно, – сказала она. – Я ей самой всё объясню.
– Но ей же всего шесть лет!
– И что? Она всё прекрасно понимает. Вы недооцениваете свою девочку.
Да я её, наверное, наоборот переоцениваю. Но ей всего шесть!
Я уныло промолчала. Элегантная пожилая дама поглядела на меня с сочувствием.
– Я работаю в этой музыкальной школе сорок пятый год, – сказала она. – Вы только представьте себе, сколько через меня прошло девочек, мальчиков и их родителей. Не переживайте так.
Сорок пятый год!
Этот факт меня потряс.
Вся моя жизнь – а ещё и с остатком – укладывается в работу Ясиной элегантной учительницы в этой старой музыкальной школе. Я ещё не родилась – а она уже преподавала скрипку. Я ходила в детский сад – она преподавала скрипку. Я училась в школе, университете, работала, влюблялась, рожала детей – а она всё преподавала и преподавала скрипку.
Я представила себе, как она шагает по пыльной дороге куда-то вдаль со своей скрипкой – а за ней послушной вереницей тянутся ее верные ученики со своими маленькими скрипочками, и этой веренице не видно конца. Вот это романтика.
Скрипочка, знаете, очень идёт детям.
И Ясе в особенности.
Она и без скрипочки образцовая голубоглазая блондинка, а уж со скрипочкой! Не девочка, а оружие массового поражения. Скрипочка у неё в футляре, футляр можно носить как рюкзачок – мы торопимся на урок, скрипочка подпрыгивает у Яси за спиной, и дамы всех возрастов вытирают слезы умиления.
Музыка – это же прекрасно.