Война – это всегда нелегко.
Война на чужой стороне – тяжело вдвойне.
Особенно если в армию уходит единственный кормилец в семье, любимый сын, старший брат, новообретенный муж...
Илья Репин изобразил в своей картине "Проводы новобранца" именно такой страшный момент.
На тесном деревенском дворе собралась крестьянская семья. На плече у новобранца плачет его молодая жена, рядом стоит мать... Позади размазывает ладошкой слёзы белокурая девочка.
На дворе тем временем уже стоит запряженная лошадь, готовая пуститься в путь...
Перед нами – типичное крестьянское подворье середины XIX века. Срубные избы на высоком подклете с просторными сенями. Большой двор, к которому примыкают хозяйственные постройки: загоны для скота, клети для птицы, амбары...
Земля устелена сеном – судя по всему, уборка хлебов уже миновала.
Во двор, по-видимому, выходят двери нескольких крестьянских домов. Все они соединены между собой крытыми переходами. Здесь живёт целый крестьянский род.
Дома выглядят крепкими, хотя одно из крылец уже покосилось... Думаю, не стоит и говорить, что с уходом одного из мужчин все тяготы по хозяйству лягут на плечи остающихся, и дела расстроятся еще больше.
Кроме того, роду теперь предстоит заботиться и о жене молодого соллата, и о его малолетних детях.
Недаром так плачет, убивается крестьянка и так суровы лица собравшихся...
Каждый понимает ещё и другое: больше они могут никогда не увидеть уходящего.
В результате военной реформы 1860-1870 гг., проведенной в царствование императора Александра II, на смену рекрутским наборами пришла всеобщая воинская повинность. В сухопутных войсках служба длилась 15 лет: 6 лет – в действительной армии, 9 лет – в запасе.
Солдат выбирали по жребию, который вынимался один раз на всю жизнь.
Иными словами, уходящий сейчас новобранец должен был вернуться в родную деревню через долгие 15 лет, когда жена его давно состарится, дети вырастут, а родители умрут...
Кроме того, если учесть год написания картины – 1879 – можно предположить, что уходил молодой мужчина не куда-нибудь, а на Русско-турецкую войну (1877-1878), с которой мог уже и не вернуться.
Но, как бы не была сурова действительность, в картине нет ни намека на бедственное положение крестьянина, которого отрывают от родных полей и отправляют на чужую сторону. Илья Репин отказывается от обличения существующего положения дел.
Его картина полнится светом и яркими красками, призванными показать нам идеализированный быт крестьян.
Только вот ни цветастость рубах, ни кажущиеся добротными постройки, ни крепкая лошаденка не могут обмануть зрителя, ведь ему известно истинное положение дел в деревне...
Идея картины пришла Илье Репину в Абрамцево, где он гостил у известного русского мецената Саввы Мамонтова.
Гуляя по окрестностям усадьбы, Репин наблюдал за жизнью крестьян. В одну из своих прогулок он увидел, как крестьянская семья провожала молодого новобранца...
Сцена настолько поразила художника, что он решился перенести её на холст. Сделав множество эскизов и зарисовок, Репин вернулся в Москву, где наконец и закончил картину.
Полотно с успехом экспонировалось на передвижных выставках и упрочило положение Репина в Товариществе художников-передвижников.
Поставьте 👍, если статья показалась Вам интересной.
Если же Вам понравились заметки, добро пожаловать на мой канал:)
Читайте также:
Илья Репин. Смотрины невест в подводном царстве