Найти тему
Изнанка

Армяне интересовались сколько надо занести: Рассказ нелегального работника военкомата

Нелегальность работы в первую очередь заключалась в том, что я должен был в тот момент быть призван в ВС РФ, в том, что я не был никак оформлен и как будто не существовал там, при этом пользовался системами и работал с документами, которые защищены гостайной.

С места учёбы (колледжа) предложили вместо службы в рядах подметающих плац, поработать спокойненько с бумагами недалеко от дома. Почти альтернативная служба. Что интересно, на альтернативную службу в целом сейчас попасть крайне сложно. В 2017-м, если мне не изменяет память, из 250 000 поданных заявлений — тех, кто реально пошёл на альтернативную службу, было примерно 250 — 0,1%. Это данные по Москве, плюс-минус точные.

В обязанности входило всё от «принеси подай» до протяжки локальной сети. И мотался с документами, и сопровождал призывников, и долбил стены перфоратором, очень много всего

Из незаконного — рисовал печати фотошопом, корректировал цифры, опять же, пользовался ПО, доступ к которому регламентируется формой допуска. Аттестаты распечатывал, чтобы они были, всё равно никто не проверял данные. От скуки вписал директорами школ почти всех своих знакомых. И личные поручения от руководства ещё, да. От продуктов для «поляны» до покупки подарков дамам по вызову. Диплом чьей-то сестры возил на предзащиту ещё.

К начальству вопросов нет, а вот коллектив, кроме моих товарищей по несчастью, был очень неоднородный и неприятный. Молодые, стремящиеся унизить, карьеристы, для которых я был расходником, пожилые сотрудники, для которых мы существовали исключительно в ранге мальчиков на побегушках.

Условия... У нас был отдельный кабинет на четверых, так что более-менее. Тяжело было, когда пошёл призыв, часто приезжал к 5-6 утра и уезжал к 1-2 ночи, это в пятидневку, а выходные работал на второй работе, чтобы были деньги на руках. Из заданий — как-то таскали много тяжестей по приказу очень вышестоящего. Не буду полностью озвучивать, т. к. из-за этой истории человек в определенных кругах известен, а я не очень хочу свою личность раскрывать.

Ничего такого сильно унизительного среди заданий не было. Но меня раздражал как раз один из этой кучки «карьеристов», именно он пытался меня нагружать поручениями в духе «съезди к моей бывшей жене и передай документы о разводе». Но после того, как мы с ним едва не сцепились, он переключился на более тихого паренька из наших.

-2

Очень много бумажно-канцелярской и рутинной. Например, откопировать тридцать-сорок личных дел за вечер, каждую страничку на старом ксероксе. Страниц там от 20 до бесконечности, зависит от призывника. Как-то мне пришлось от руки переписывать цифры из печатной таблицы в другую такую же, а таких таблиц была стопка, ну где-то со стоячую сигаретную пачку высотой. Заснул тогда на листах прямо.

Много общения с призывниками. Попадались удивительные экземпляры, которые в анкету не могли своё имя без ошибок вписать. Или в тесте, где написано закрасить квадрат, рисовали кружочки.

Встречался ли я с коррупцией? Моя работа там сама по себе в некотором виде коррупция. Ведь я по знакомству попал на работу вместо службы в ВС РФ. Да, я был примерно в курсе, кто и кому дал. Несколько дел самолично вынимал из категории призыва по просьбе «сверху».

Были несколько человек, которые у меня интересовались, кому и сколько дать, в основном представители армянской диаспоры, что интересно. Попался на призыве знакомый, который спрашивал, что я могу для него сделать. Были те, кто в открытую пытался с руководством заговаривать на денежную тему, но их быстро отправляли на мороз.

Чаще всего из попыток откосить встречал попытки съехать на психиатрии, левых заключениях из частных медклиник и конторы в духе «Призыванет» (не реклама). Один парень приходил на отправку трижды в состоянии наркотического опьянения, в итоге поехал в диспансер.

Ещё был один красавец, который посреди приёмной комиссии заявил, что «У меня анальная трещина, мне нельзя в армию», повторил это несколько раз и выбежал в коридор, затем на улицу. Уж не знаю, был ли этой продуманный перфоманс или просто крик души. Были ещё мамы, которые просили не отправлять их 20+ сыночек в армию.

Проработал там в районе семи месяцев, потом я ушёл в отпуск ещё на две недели, а потом завертелась карусель с проверками в соседних отделах от других людей в погонах и начальство, скажем так, прикрыло наш проект.

Спустя несколько месяцев я получил военный билет, пообщался по душам с руководителем и отбыл в свободное плавание. Но эти пару месяцев, пока шли разбирательства, несколько паниковал, боялся, что опрокинут, и ждал повестки либо на беседу в СК РФ, либо на отправку в войска.

Понравилась статья? Читайте также интервью с психиатром в военкомате. Больше разнообразных материалов ищите на нашей страничке Изнанка.