Из доклада Курта Госсвайлера на конференции немецких коммунистов 1999 года, посвященной наследию ГДР.
Доклад был посвящен тому, как братские европейские компартии восприняли приход Хрущева и его ревизионистский подход к экономике, политике, десталинизацию.
Кратко говоря, многие восприняли это с большим недоумением. Это относится как к компартиям социалистических стран (Польша, Чехословакия, ГДР), так и капиталистических (Италия, Франция).
Например, вот что высказала в резолюции компартия Франции под руководством Мориса Тореза сразу после ХХ съезда.
"Объяснения ошибок Сталина, их происхождения и обстоятельств, при которых они произошли, не являются удовлетворительными. Для того, чтобы объяснить, почему Сталин осуществлял безграничную власть, необходим глубокий марксистский анализ. Было совершенно неверно во времена Сталина возносить ему возвышенные хвалы и приписывать ему одному все заслуги в целом правильной в то время линии партии.... Так же совершенно неверно сейчас приписывать одному Сталину все, что было негативного в работе Коммунистической Партии Советского Союза" (далее перечисляются заслуги Сталина).
А вот мнение итальянской компартии, выраженное Пальмиро Тольятти в статье, выпущенной в июле 1956 года:
"Надо признаться, что либо ошибки Сталина были совершенно неизвестны широким народным массам и руководящим кадрам компартии - что представляется маловероятным, либо они не рассматривались народными массами и руководящими кадрами как ошибки... Мы должны признать, что позиция ХХ съезда в отношении ошибок Сталина, их происхождения и условий... не может быть признана удовлетворительной".
Вообще абсолютно в линии ревизионизма находилась на тот момент лишь Югославия под руководством Тито. В сторону Тито склонялась и часть Польской Объединенной Рабочей партии под руководством Гомулки. Но в Польше этому долго противостоял коммунист Болеслав Бирут, который был избран президентом республики.
В Чехословакии таким "железным коммунистом" был Клемент Готвальд, председатель КПЧ.
Разумеется, Хрущеву, который был именно на стороне Тито, ситуация с большевиками-сталинистами во главе братских партий мешала, и он в принципе стремился заменить их собственными послушными людьми. (Кстати, в ГДР были почти все время относительно правильные коммунисты у власти - но ГДР зависела от СССР значительно больше, чем другие страны Восточной Европы. Почему, думаю, совершенно не нужно объяснять.То есть властям ГДР приходилось как-то все время лавировать между указаниями с Востока и собственным пониманием марксизма.
А вот другие страны пользовались значительно бОльшей независимостью. - это было примечание от меня).
И дальше от Госсвайлера (выделения мои):
Хрущеву внезапно помогла судьба - или кое-что другое, как бы мы это ни называли:
14 марта 1953 года в возрасте 57 лет умирает Клемент Готтвальд, через два дня после возвращения из Москвы, официально - вследствие простуды.
(Википедия рассказывает, что уже существует теория заговора, согласно которой Готтвальд был отравлен поскольку знал точные обстоятельства смерти Сталина. Готтвальда пытались забальзамировать, но это не удалось, что может указывать на наличие в тканях яда).
12 марта 1956 года в возрасте 66 лет умер Болеслав Бирут, в Москве, где он как раз и принимал участие в ХХ съезде. После его смерти открылась дорога для возвращения Гомулки.
11 июня 1964 года умер Морис Торез в возрасте 64 лет на борту советского теплохода "Литва" (в отпуске) от инфаркта.
24 августа 1964 года в возрасте 71 года умирает Пальмиро Тольятти, в Ялте, куда он прибыл на конференцию для составления важного меморандума - перед этим он резко высказывался против исключения компартии Китая из объединения компартий (если что, разрыв с КП Китая был одной из роковых ошибок Хрущева и последующих ревизионистов, раскол мирового коммунистического движения был ни с чем не сравним).
Само собой, мы, конечно, ничего не хотим сказать... Дедушки все были уже немолодые, нездоровые, все как бы естественно.