Найти в Дзене
Медиабревно

Пепси-школа

Директор провинциальной школы призывает покарать родителей

Я уважаю газету «Коммерсант», но приложения к газете – это находка для информационных хищников, как я. Их можно читать только для того, чтобы найти повод, о чем бы написать. Как правило, приложения заполнены мнениями «экспертов», неолиберальной демагогией, раздутыми колонками и прочей писаниной, которую не будешь читать, даже сидя на унитазе. (Неудивительно, что почти все приложения закрылись несколько лет назад: не один я был такого же мнения.)

В свежем «Огоньке», вышедшем к 1 сентября, было напечатано интервью с директором провинциальной школы в городе Камышин. До сих пор я ничего не знал об этом городке, но теперь узнал, что неолиберализм добрался до самых удаленных мест нашей страны. Причем чем дальше от центра, тем более извращенные формы он принимает.

Директор в начале интервью совершенно справедливо сетует на неолиберализацию школ и образования вообще. Коммерциализация, оптимизация, рационализация, эффективность, нацеленность на результат – все эти «кодовые слова» неолиберализма уже внедрены в систему образования. Школам, жалуется директор, сложно выживать, потому что «они существуют для показателей». (А чего ожидал директор, приняв в объятья капитализм?) Школе, а вернее ее «менеджменту» (директор ведь по сути топ-менеджер), приходится крутиться, чтобы показатели были на уровне, иначе менеджеров ожидает наказание. Естественно, мечта менеджера школы – это идеальные ученики. Все классы должны быть заполнены только радивыми учениками и ученицами, ответственными ботаниками, трудолюбивыми задротами, которые обязаны учиться на одни «пятерки» только если для того, чтобы не подставить топ-менеджера. Но вместо детей-гениев директор имеет то, что имеет: детей, которые не хотят учиться; детей забитых и запуганных; детей, которые учатся «ради галочки». (Я сознательно избегаю определений вроде «дети-дебилы».) Соответственно, эти неидеальные дети дают неидеальные показатели, которые делают зарплату топ-менеджера тоже не совсем идеальной.

Наш директор, настолько индоктринированный в систему неолиберальных ценностей, в ответ на все это предлагает – в неолиберальном же духе – переложить вину за нерадивых детей со школы на родителей.

Наш директор, настолько индоктринированный в систему неолиберальных ценностей, в ответ на все это предлагает – в неолиберальном же духе – переложить вину за нерадивых детей со школы на родителей. Вот так инверсия от провинциального топ-менеджера! Родители провинциальных детей, и без того измученные жизнью, и вне школы должны каждый день отбиваться от неолиберальной удавки, которую им набрасывают на шею. Им приходиться работать на двух работах при минимальном окладе; одевать свое дитя, чтобы не ударить в грязь лицом перед другими; отдавать дитя в кружки и секции; обеспечивать ему «правильный досуг»; наверняка выполнять с дитем половину его домашней работы. Невыполнение этих социальных «показателей» повлечет порицание общества и того же топ-менеджера школы. Теперь же директор предлагает снять со школы всякую ответственность за результаты учебы и переложить ее на родителей. Это, конечно, предлагается только в том случае, если дитя портит топ-менеджеру показатели. Если же ребенок учится хорошо, то тогда топ-менеджер «ответственность» берет на себя: школа сделала из этого ребенка человека!

Школа-то сделала из него человека, да только топ-менеджер уже потерял человеческое лицо.

Ray Garraty

_____________________

теперь пять дней в неделю