Рассказывают, будто бы однажды Ахматова шла по улице и думала: «Сейчас встречу Маяковского». В то же самое время по той же самой улице шел Маяковский и думал: «Сейчас встречу Ахматову». С этими мыслями они и встретились…
А вообще Ахматову в Москве чаще всего можно быть видеть в районе Большой Ордынки: она гуляла от дома, где некогда жил Достоевский, к дому, где некогда жил Островский.
При этом ни Достоевского, ни Островского Ахматова не любила. Говорят (и, быть может, не врут) поэтессе Ордынка нравилась еще и потому, что она любила невзначай упоминать, будто бы родословная ее восходит к ордынскому хану Ахмату.
А вообще жизнь Ахматовой на Ордынке – это жизнь, полная лишений и страданий. Здесь она узнала об исключении из Союза писателей... об аресте сына... о смерти друзей... об освобождении сына, считавшего, что мать не прикладывает достаточно усилий для его спасения... При этом своей квартиры у поэтессы в Москве не было: она жила в Ленинграде, а приезжай в столицу, по несколько недель и даже месяцев жила у семьи Ардовых.
Их квартира располагалась в пятиэтажном доме (Большая Ордынка, 17), выстроенном на основании усадьбы, некогда принадлежавшей купеческому роду Куманиным: Александра Куманина приходилась теткой Федору Михайловичу, будто бы даже придавшему персонажам своих произведений (в том числе героям романа «Идиот») черты и бытовые привычки своих родных.
Вообще квартира Виктора Ардова была местом обитания множества удивительных людей. Пасынком хозяина был еще совсем маленький Алексей Баталов, ставший позже легендарным и всенародном любимым актером. Другой примечательный родственник – дядя Виталия Ардова ректор МГУ академик Вячеслав Волгин. Наконец, его двоюродным братом был и ныне здравствующий Яков Нейштадт – знаменитый шахматный историк и литератор. Среди друзей семейства Ардовых числилось несметное количество поэтов, художников, композиторов…
Здесь же в 1941 году состоялась первая – и последняя – встреча Ахматовой и Цветаевой, растянувшаяся фактически на два дня: в первый день поэтессы несколько часов провели, беседуя наедине, а на другой день они пили чай с хозяевами.
А буквально напротив дома, где жили Ардовы, стоит красивый храм-ротонда иконы Божьей Матери «Всех скорбящих радость», построенный в XVIII веке; поэтесса любила посещать сад при этой церкви.
Не так давно у дома 17 был поставлен памятник Ахматовой.
***
О еще одной семье купцов, жертвовавших деньги на строительство церквей, читайте здесь!
Отличный маршрут для прогулок по Замоскворечью ;)
Еще один чудесный маршрут ;)