Найти в Дзене
киНоНостальгия

Жан Маре. Образец мужчины и не только.

Французское кино в СССР любили - при дефиците Голливуда французы и итальянцы "отвечали" в стране советов за западное кино. Жан Маре был одним из любимцев. Женщины млели при виде атлетичного, стильного красавца, а мальчишки балдели от его подвигов на экране. Мальчишек можно понять! В красочных боевиках Маре блестяще фехтовал, лихо держался в седле, летал на канате, карабкался по отвесной стене, бился в одиночку против десятка пыхтящих противников. "Горбун", "Капитан", "Парижские тайны", "Железная маска", "Тайны бургундского двора" - на эти фильмы ходили по несколько раз. Феноменальным успехом пользовалась и трилогия о Фантомасе. Дуэт мужественного журналиста Фандора и нелепого комиссара Жюва - блестящая находка режиссера Юнебелля. Юнебелль к тому же предложил зрителю киношную игру - Маре играет роли и Фантомаса, и Фандора. Так что на экране Маре ловит сам себя и дважды повторяет опасные трюки! Кстати, о трюках - общеизвестно, что все самые опасные трюки Маре принципиально исполнял с

Французское кино в СССР любили - при дефиците Голливуда французы и итальянцы "отвечали" в стране советов за западное кино. Жан Маре был одним из любимцев. Женщины млели при виде атлетичного, стильного красавца, а мальчишки балдели от его подвигов на экране.

Кадр из фильма "Капитан" (1960)
Кадр из фильма "Капитан" (1960)

Мальчишек можно понять! В красочных боевиках Маре блестяще фехтовал, лихо держался в седле, летал на канате, карабкался по отвесной стене, бился в одиночку против десятка пыхтящих противников. "Горбун", "Капитан", "Парижские тайны", "Железная маска", "Тайны бургундского двора" - на эти фильмы ходили по несколько раз.

Луи де Фюнес и Жан Маре в  ролях комиссара Жюва и журнаиста Фандора
Луи де Фюнес и Жан Маре в ролях комиссара Жюва и журнаиста Фандора

Феноменальным успехом пользовалась и трилогия о Фантомасе. Дуэт мужественного журналиста Фандора и нелепого комиссара Жюва - блестящая находка режиссера Юнебелля. Юнебелль к тому же предложил зрителю киношную игру - Маре играет роли и Фантомаса, и Фандора. Так что на экране Маре ловит сам себя и дважды повторяет опасные трюки!

Жан Маре в фильме "Капитан" (1960)
Жан Маре в фильме "Капитан" (1960)

Кстати, о трюках - общеизвестно, что все самые опасные трюки Маре принципиально исполнял сам. Дуэли, скачки, полеты, гонки на автомобилях - Маре никогда не пользовался услугами каскадеров-профессионалов.

Кадр из фильма "Жюльетта" (1953)
Кадр из фильма "Жюльетта" (1953)

Если мальчишки обожали Маре в ролях "человека действия", то женщины сходили с ума от романтического красавца-мужчины. Спортивный, подтянутый, безупречно одетый и идеально выглядящий "граф Монте-Кристо" был иконой стиля и образом настоящего европейского аристократа.

Жан Маре - гость Московского Международного Кинофестиваля
Жан Маре - гость Московского Международного Кинофестиваля

Популярности Маре помогало и его теплое отношение к СССР. Маре бывал гостем московского фестиваля и недель французского кино, считался официальным "другом советского народа" и даже был удостоен отдельной книги о своем творчестве, изданной еще в 60-х.

Жан Маре и Жан Кокто
Жан Маре и Жан Кокто

Удивительно, что в той же книжке деликатно замалчивалась запретная в СССР тема - гомосексуализм. В Европе все знали, что Маре - многолетний любовник знаменитого драматурга, художника и режиссера Жана Кокто. В советском издании этот долгий и страстный роман представлялся как "творческий союз", плодотворная дружба. В интерпретации советских киноведов Кокто просто "покровительствам" даровитому юноше.

Жан Маре и Жан Кокто в Венеции
Жан Маре и Жан Кокто в Венеции

Утонченный эстет Кокто вылепил из юного красавца тот образ, который прославит Маре на весь мир. Коммерческие режиссеры вроде Юнебелля воспользуются мужественной фактурой и сделают его героем "плаща и шпаги", графом Монте-Кристо, бесстрашным Фандором. Кокто же снимет его в изысканном кино a la "Красавица и чудовище" и "Орфей".

Жан Маре в фильме Жана Кокто "Орфей" (1950)
Жан Маре в фильме Жана Кокто "Орфей" (1950)

Кстати, сам Маре весьма откровенно и с огромным теплом рассказывал об этом романе. В его книге мемуаров "Жизнь актера" многие страницы посвящены этой "дружбе". Если вас коробит такая тема - рекомендую отличную книгу Янушевской и Демина "Жан Маре, Человек. Актер. Миф. Маска". Там не пишут о гомосексуальном романе, зато много о кино.