Найти в Дзене

"500 дней лета": почему отношения не сложились?

О фильме "500 дней лета" говорить можно долго. О киноязыке, о саундтреке, о композиции сюжета. Но я хочу рассмотреть только одну его грань - психологию отношений. Меня потрясло до глубины души то, как точно фильм раскрывает эту тему. Повествование похоже на настоящее кружево: лёгкое, изящное, кажется простым, но вместе с тем поражает, насколько закономерно и правильно ложатся нити. Главный герой картины - Том. Молодой человек, влюблённый в архитектуру, но прозябающий на должности сочинителя открыток. С первого взгляда Том влюбляется в Саммер, которая устроилась ассистентом к его боссу. Саммер в детстве тяжело переживала развод родителей. Свою влюблённость Том обсуждает с друзьями - мужчинами с минимальным опытом в отношениях. Те говорят ему, что она, наверно, стерва, и Том решает держаться подальше. Но в лифте Саммер узнаёт музыку, которая играет у него в наушниках, и Том видит, что на самом деле она милая, открытая и похожа на него. Дальше в фильме есть типичный для многих влюблённы
Оглавление

О фильме "500 дней лета" говорить можно долго. О киноязыке, о саундтреке, о композиции сюжета.

Но я хочу рассмотреть только одну его грань - психологию отношений. Меня потрясло до глубины души то, как точно фильм раскрывает эту тему. Повествование похоже на настоящее кружево: лёгкое, изящное, кажется простым, но вместе с тем поражает, насколько закономерно и правильно ложатся нити.

Завязка

Главный герой картины - Том. Молодой человек, влюблённый в архитектуру, но прозябающий на должности сочинителя открыток. С первого взгляда Том влюбляется в Саммер, которая устроилась ассистентом к его боссу.

Саммер в детстве тяжело переживала развод родителей.

Свою влюблённость Том обсуждает с друзьями - мужчинами с минимальным опытом в отношениях. Те говорят ему, что она, наверно, стерва, и Том решает держаться подальше. Но в лифте Саммер узнаёт музыку, которая играет у него в наушниках, и Том видит, что на самом деле она милая, открытая и похожа на него.

-2

Дальше в фильме есть типичный для многих влюблённых момент, когда Том включает погромче ту же музыку, как будто не специально, и ждёт, что Саммер обратит на него внимание. Но она проходит мимо.

Начало отношений происходит на корпоративе. В беседе стороны обозначают свои позиции: Том - романтик, верит в любовь; Саммер - за лёгкость, удовольствие в моменте, в любовь не верит. Это очень важная сцена, потому что именно после неё Саммер влюбляется в Тома.

-3

Вечер заканчивается тем, что друг Тома напивается. Будущая пара сажает его в такси и тут друг говорит Саммер, что Том втрескался в неё по уши. Саммер буквально тянет из Тома признание, но он трусит и пятится назад. Из-за этого сцена, которая логично должна была закончится поцелуем, заканчивается неловким прощанием.

На следующий день Саммер сама целует Тома на работе. Том обсуждает это с другом, который, как подруга-подросток возмущается, что он "закадрил" её и ничего не сказал. Саммер слышит это обсуждение и подкалывает Тома.

Развитие конфликта

Дальше нам показывают сближение пары. Саммер говорит Тому, что не хочет ничего серьёзного. Вечером по её инициативе у них случается первый секс, после которого Том поёт и танцует, как персонажи романтических комедий.

-4

Том отводит её на своё любимое место. Там Саммер с интересом слушает про архитектуру, даже даёт свою руку, чтобы он нарисовал там свой взгляд на город.

Саммер тоже открывается Тому. В фильме есть сцена, где они приходят к ней домой, и она рассказывает ему то, что никому не рассказывала. Это акцентирует и голос за кадром, и сам герой в диалогах с ней.

-5

В одной из сцен Том обсуждает со своей младшей сестрой, как он влюблён и счастлив. Сестра говорит, что чтобы прояснить отношения, нужно сделать предложение. Том мнётся, сестра говорит, что это не так уж сложно.

После этого Том снова спрашивает у Саммер, что между ними. Она снова говорит, что они просто проводят время, а ярлыки не нужны. Том облегчённо вздыхает: её всё устраивает и можно ничего не менять.

В какой-то момент к Саммер в баре клеится наглый подвыпивший мужчина. Она отшивает его, пока Том молча сидит рядом. Мужчина удивляется: мол, вот это вот - твой парень? Том, не зная, как действовать, ударяет его, когда тот уже уходит. И огребает в ответ.

Саммер злится. Они ругаются. В пылу ссоры она с заминками говорит, что они "дружат". Том взрывается: нет, они не дружат, они пара! И уходит. После Саммер сама приходит к нему. Отношения снова налаживаются.

-6

Дальше Том просто радуется своему счастью. Даже в работе, которая всегда казалась ему глупой, он, вдохновляясь любимой, преуспевает.

-7

Конфликт вскрывается через сцену в кино. Персонажи фильма поженились, Том просто смотрит, Саммер плачет. Он удивляется: что такое? Но она не говорит ничего внятного, ведёт себя отстранённо, говорит, что устала и пойдёт домой.

-8

Дальше Том пытается вести себя как раньше, но не встречает в любимой былого отклика. Однажды она просто предлагает ему остаться друзьями. Он психует и уходит. Но в этот раз Саммер с ним не мирится, несмотря на бодрое подбадривание друзей "Тебе не впервой уходить от женщин".

Он грустит, скучает, зовёт её встретится, но она отказывает.

Последний шанс

Спустя время Саммер и Том случайно сталкиваются в поезде. Они едут на одну свадьбу. Том вздрагивает, но делает вид, что не заметил её. Но она подходит сама. Говорит, что писала ему. Зовёт выпить кофе. Он что-то смазано отвечает, и соглашается только когда она уже готова уйти. Они пьют кофе и им снова хорошо вместе.

-9

Они прекрасно проводят время на свадьбе. Саммер ловит букет, Том смотрит со стороны и улыбается. Они танцуют, она зовёт его к себе на вечеринку. Когда они уезжают обратно, Саммер спит у него на плече.

-10

Том снова счастлив. Он окрылённый идёт на вечеринку, представляя, как они снова будут вместе. Дарит Саммер книгу, но почему-то она реагирует прохладно.

Дальше показательная сцена, где Тома спрашивают, почему он сочиняет открытки, если его страсть - архитектура. Он отшучивается, мол, "Зачем создавать что-то мимолётное - здания, когда можно делать вечное - открытки". Эта фраза отлично описывает весь конфликт фильма.

-11

Позже Том видит, что Саммер показывает какой-то женщине помолвочное кольцо и его мир рушится. Он убегает.

Перерождение

Дальше Том много и сильно страдает. Сестра советует ему вспомнить всё плохое, что было в отношениях. Он пытается вспомнить, как прохладно Саммер реагировала на него последние дни отношений, но это не помогает. Работа не идёт. Босс относится с пониманием, и пытается дать Тому те обязанности, которые были бы для него проще. Но Том окончательно проваливается в депрессию.

Сцена, где Том идёт в магазин в халате, показывает, какой крах он переживает внутри.

-12

Катарсис происходит, когда, вернувшись на работу, Том бомбит на подбадривающие открытки с котиками. Нет, они не подбадривают. И вообще вся их работа - тупая, бессмысленная, вредная для общества.

До этого была нарезка кадров, где персонажи как будто для камеры говорили, что такое любовь. Босс Тома описал своё отношение к жене цитатой из открытки.

Так фильм нам показывает, что открытки - это хорошо, но не для Тома. И наконец-то он делает решительный шаг, следуя своим душевным порывам - увольняется. Дальше мы видим, как он обретает вдохновение в работе. Как сталкивается с трудностями и отказами, но сам не отказывается от своей мечты.

-13

На своём любимом месте от снова встречает Саммер. Она рассказывает, как познакомилась с мужем. Герои как будто меняются местами. Она говорит, что Том был прав. Что есть судьба. А он - наоборот. Что всё - бессмысленный набор случайностей.

Они улыбаются, вспоминая, что Саммер не хотела ничего серьёзного, а теперь вот замужем. Она говорит, что в муже увидела то, что не могла точно увидеть в Томе. Он желает ей счастья, она уходит.

Том идёт на собеседование, где встречает новую девушку. Она уже видела его, на его любимом месте. Оно и у неё любимое, их взгляды совпадают. Голос за кадром говорит, что Том не верит больше совпадениям и считает всё случайностями, и тут арка персонажа завершается. Он возвращается к девушке, сразу зовёт её выпить кофе. Она соглашается, и говорит, что её зовут Осень.

-14

Мой анализ фильма

На первый взгляд кажется, что Саммер морочила парню голову. Поматросила и бросила. Но он смог это пережить, сменил работу и встретил настоящую любовь. Я даже в анализе от "кинопоиска" слышала, что главная идея фильма - "большинство пар встречаются, чтобы однажды расстаться".

На мой взгляд, это верно только отчасти. Фильм всячески нам подчёркивает, что Саммер любила Тома, в целом подходила ему. Но для неё было важно, чтобы он был уверен в своей любви к ней и сделал предложение не потому что "надо", не потому что она попросила, а потому что он сам созрел и готов.

Но Том из раза в раз боялся брать на себя ответственность за те шаги, которые реально что-то изменили бы в его жизни. Всё хорошее он получал по чужой инициативе - пьяного друга, Саммер. Он топтался там, где безопасно, плыл по течению. И в работе, и в любви у него была одна проблема - нерешительность.

В первый раз, когда он ушёл после ссоры, Саммер пришла к нему, потому что он показал ей, что она для него важна. Он сам сказал, что они - пара, а не вытягивал это из неё, как до этого. Второй раз, когда она уже предложила расстаться, он даже не задумался о том, чтобы пойти ва-банк, поэтому она его отпустила.

Была даже небольшая ирония в этой сцене. После фильма, где Саммер плакала по сути об окончании их отношений, он придуривался - "Ууу, оладьи". И в сцене, где из-за конца отношений было больно Тому, уже Саммер тем же тоном сказала про оладьи.

Второй шанс Том тоже упустил. На свадьбе Саммер поймала букет невесты. Скорее всего, не увидев реакции от Тома, она утвердилась в решении принять предложение от другого мужчины. И пригласила Тома на вечеринку по поводу своей помолвки.

Даже после свадьбы какие-то чувства к Тому могли сохраняться, но всё уже было кончено. Остался только вопрос, что же всё-таки пошло не так. Или изначально ничего не было?

Фильм отлично иллюстрирует мысль, что отношения или развиваются, или умирают. Саммер прохладно реагировала на то, что раньше их обоих радовало, потому что приходило время двигаться дальше, а Том хотел оставить всё, как есть. Возможно, это история о том, что несмотря на интересный досуг, похожие вкусы или чувство юмора, физическое притяжение, пары расходятся, пока один или оба не готовы брать ответственность за свою жизнь.

Если проводить аналогию с развитием человека, то весна - это детство, лето - взросление, осень - зрелость, зима - старость. Получается, что фильм рассказал нам историю взросления Тома, а в конце он стал зрелым, научившись самостоятельно добывать себе счастье.