Проект российского сверхзвукового лайнера претерпел кардинальные изменения. Напомним, идею создать пассажирский самолет бизнес-класса на базе стратегического бомбардировщика Ту-160 озвучил лично президент Путин. И вот, потратив 1,4 миллиарда рублей на проработку предложения, отечественные авиастроители ее отвергли.
Министр промышленности и торговли Мантуров заявил, что «Белый лебедь» для этого не подходит, поскольку данная платформа слишком большая, а ее использование не будет экономически оправданным.
Что ж, обоснованные сомнения в неадекватности идеи высказывались изначально. Справедливости ради, ничего особо экзотичного в превращении военного самолета в гражданский нет, такая практика широко известна.
Но сверхзвуковой самолет – это совсем иное дело. Достаточно вспомнить уже имеющийся опыт эксплуатации советского Ту-144 и франко-британского «Конкорда».
Эти самолеты успешно летали, но при этом «жрали» огромное количество топлива, делая перелеты на «сверхзвуке» чрезвычайно дорогими.
В конечном итоге, и «Конкорд», и Ту-144 под благовидным предлогом аварийности свернули из-за банальной экономической неэффективности.
Сравните, перелет через Атлантику «Конкордом» стоил 5000 долларов, на обычном «Боинге»- 900 долларов. Если в то время еще был некий смысл для представителей бизнеса торопиться и переплачивать, чтобы выиграть несколько часов времени, чтобы куда-то успеть, то сегодня, в наш век Интернета, видеосвязи и цифровых подписей это просто не нужно.
Так сверхзвуковой бизнес-джет превращается в игрушку для сверхбогатых. Заявленные возможные покупатели – это высшие круги из монархий Персидского залива. Предполагаемая стоимость лайнера – 250 миллионов за штуку, а стоимость проекта «на берегу» оценивается в 10-12 миллиардов долларов. Крайне вероятно, что российский сверхзвуковой гражданский самолет будет коммерчески невыгодной баснословной дорогой пустышкой.
Самое примечательное, что наши власти не собираются ставить крест на проекте. Забыв про использование платформы стратегического ракетоносца Ту-160, авиастроители теперь займутся проектированием самолета с нуля.
Получается, 1,4 миллиарда рублей уже просто улетели в аэродинамическую трубу.