Дошкольники и младшая школа. (5-10 лет)
Расцвет внутренней мотивации. Ребёнку интересна деятельность взрослых. Он много спрашивает, это возраст «зачем» и «почему». Ребенок готов учиться и хочет это делать просто из внутренней потребности познания окружающей действительности. Школа в этом плане, конечно же, отбивает всю любовь к учёбе.
Учиться по школьным правилам – это значит тихо сидеть на одном месте 40 минут, выполнять однотипные задания, читать то, что не интересно. Кроме того, в школе нет полноценного питания, нет хорошего отдыха и превышен уровень шума. Переполненные классы, тяжелые портфели – это обыденность школьников.
Самое главное в этом возрасте - сохранить стремление познавать. Научить ребенка справляться с дискомфортом, решать физиологические проблемы, слушать свое тело, свои эмоции. Выработать режим дня, режим работы-отдыха, умение решать организационные проблемы
Средняя школа. (10-14 лет)
Ребенок уже подрос и обладает самостоятельностью. У него уже есть ярко выраженные интересы. Ребенок знает, что он любит делать, а что не любит. Дети внутренне мотивированы учиться до 10 лет, потом внутренняя мотивация снижается, потому что происходит скачок гормонального развития. Развитие требует много энергии и сил, которых у взрослеющего ребенка может и не быть. К тому же учеба в школе носит абстрактный характер и оторвана от реальной жизни. Тратить ценные ресурсы на учёбу, которая не приводит к сиюминутному успеху, - задача так себе.
После 10 лет ребенок учится уже под воздействием внешней мотивации: «для того, чтобы…» Поэтому до 10 лет нужно создать условия для реализации внешней мотивации. Например, компания друзей, в которой плохая учёба считается чем-то дурным. Ребёнок будет стремиться хорошо учиться, чтобы быть со своими друзьями. Или заранее дать ребёнку почувствовать себя человеком, который хорошо учится. И ниже этой планки ребенок не упадёт.
После 10 лет ребенок уже способен чувствовать иерархию в стае. Он понимает, кто умный, а кто глупый, кто лидер, а кто аутсайдер. И, если он выделил для себя какую-то важную сферу деятельности, то в ней он аутсайдером уже не будет. Поэтому самое главное помочь ребенку найти интерес в жизни, и научить его справляться с неинтересной работой. Выработать самодисциплину.
Старшая школа. (14-17 лет)
Это уже воспитание первых профессиональных компетенций. Человек уже не ребенок. Он может начать зарабатывать ресурсы для свой семьи, его мнение становится жизненно важным для всего племени. Он хочет и может чувствовать себя достаточно взрослым. В этом возрасте нужно поощрять деятельность и ответственность ребенка за поступки. А то получается, что деньги зарабатывать ему еще рано, а пить, курить и заниматься сексом пропагандируется в попсовой культуре. Человеку важно зарабатывать ресурсы, так он чувствует себя полезным обществу и своей семье.
В этом возрасте главное показать человеку профессиональный мир. Научить его каким-то навыкам, с помощью которых он сможет заработать первые деньги. Научить его тратить эти деньги.