Найти в Дзене
Военные материалы

Случай на войне + статистика высшей меры

Среди рассказов о войне в моей семье один стоял особняком. Он был рассказан один раз, причем рассказали его к чему-то, а не сам по себе. История про дальнего родственника. С ним особо не поддерживали сколько-нибудь регулярное общение. Я, например, вообще единственный раз услышал о нем в связи с этой историей. И не знаю даже как его зовут. Он был юристом достаточно высокого ранга. В войну он возглавлял то ли военно-полевой суд, то ли военно-полевой трибунал. Понятное дело, что как все было на самом деле я не знаю и могу написать о событии только в том виде, в каком мне его описали.

Обвинялся красноармеец в трусости в бою и бегстве с поля боя. Никаких сомнений в том, что он действительно сбежал с поля боя не было. Но когда обвиняемый собственно предстал перед трибуналом, то оказалось, что это подросток. На волне патриотизма он завысил свой возраст, чтобы защищать Родину с оружием в руках. Первый же бой пришелся на атаку и когда нужно было под минометным огнем бежать на полосующие воздух пулями пулеметы он испугался и отсиделся в кустах. И по идее ничего с этим поделать было нельзя. Но...

Судить подростка он отказался. Обоснование примерно такое, что это ребенок и проблема не в том, что он испугался, а в том, что он вообще оказался на поле боя. И вопрос как раз как почему и как это допустили.

После чего посыпались жалобы и угрозы. В том числе со стороны военного руководства. Генерал по телефону обещал разжаловать в рядовые и самого судить и расстрелять. Не знаю уж в каком порядке. Давление было очень серьезным, но решение свое он не изменил. И ребенка, насколько я понял, не осудили. Родственника не расстреляли, разумеется, но разжаловали из полковников. Правда не в рядовые, а в младшие офицеры. Впоследствии за войну он снова дослужился до полковника.

Позволю себе вставить небольшую цитату из романа -

"Меня повысили в звании до капрала. Меня повышали в звании 7 раз... До капрала". Р. Хайнлайн "Дорога доблести"

Мы справедливо восхищаемся подростками, которые наравне со взрослыми защитили нашу страну, но как-то забываем о другой стороне.

И хорошо, когда люди все-таки что-то делают, когда сделать вроде бы ничего нельзя.

"Никто поделать ничего не смог. Нет, смог один, который не стрелял" В. Высоцкий.

Нашел в интернете -

Из статьи о женщинах на войне. Автор - Вячеслав ЗВЯГИНЦЕВ, полковник юстиции запаса

"Осенью 1942 года в военный трибунал 2-й резервной армии поступило дело по обвинению женщины-военфельдшера в измене Родине. Она обвинялась в том, что, попав под Харьковом в окружение, сдалась в плен и в октябре 1941 года была завербована немецкой разведкой для выполнения шпионско-диверсионного задания.  Способ диверсии весьма оригинальный – "вывод из строя командных кадров путем заражения венерической болезнью". Собственное признание военной фельдшерицы подкреплялось свидетельствами потерпевших: все указывали на нее как на единственный источник заражения. В течение двух часов "секс-диверсантка" подробно рассказывала об обстоятельствах ее пленения и вербовки, заражения и переброски через линию фронта. А в последнем слове просила ее строго не наказывать и направить в свою часть для прохождения дальнейшей службы. Но трибунал вынес высшую меру наказания. После оглашения приговора женщина разрыдалась и стала убеждать председателя суда Шадрина, что не виновна, ее убедили дать показания о диверсионной деятельности, пообещав, что трибунал будет милосерден.  Шадрин был опытным судьей и честным человеком. Он начал задавать подсудимой уточняющие вопросы. И осужденная к расстрелу неожиданно привела ему факт, разваливавший обвинение: она только в декабре 1941 года была призвана в армию, и поэтому никак не могла в октябре попасть в окружение и быть завербованной немецкой разведкой для выполнения шпионско-диверсионного задания.  По указанию председателя трибунала срочно запросили шифровкой Ашхабадский горвоенкомат и получили подтверждение этим ее словам. Затем представили дело в Военную коллегию Верховного Суда, которая также проверила дату призыва осужденной и отменила приговор.  В адрес оперативного работника особого отдела НКВД армии Сидельникова было вынесено частное определение о привлечении его к уголовной ответственности за фальсификацию материалов".

https://pravo.ru/process/view/25561/

Сама тема военных трибуналов меня никогда не интересовала, я ее не изучал и составленного мнения своего по вопросу у меня нет. Единственное, что я могу добавить - эта тема очень непроста и чтобы проиллюстрировать насколько она непроста я приведу кое-какую информацию ниже.

К высшей мере за годы войны было приговорено

данные по числу осужденных к высшей мере наказания во время войны разнятся

вот например число по публикации ген.-полковника юстиции А. Муранова (журнал "Государство и право", №8 за 1995 год)

284 344 осуждено и 157 593 расстреляно

Или вот 217 000 чел. Этот документ не оспаривался (насколько мне известно) и число было подтверждено некоторыми альтеративными подсчетами. Конечно отсюда стоит вычесть первые полгода 41 и вторые 45-го. Но это должны быть очень маленькие цифры не оказывающие большого влияния на результат.

-2

Но есть и другие:

Если по годам, то к ВМН приговорено:

в 1941 году - 23 786;

в 1942 году - 26 510;

в 1943 году - 12 589;

в 1944 году - 3 110;

в 1945 году - 2 306. итого 68 000

Или вот - вообще 42 000

-3

Цифры отличаются на порядок. Кроме всего прочего нужно учитывать, что часть приговоров были пересмотрены и отменены или переквалифицированы. Какое число из них вопрос. Вот, например, цитата: "В условиях военного времени, в боевой обстановке при оперативном рассмотрении уголовных дел военными трибуналами допускалось больше судебных ошибок, чем в мирное время. Так, за 1942 - 1945 гг. Военная коллегия Верховного Суда СССР в порядке надзора вносила в среднем ежегодно 70,5% изменений в приговоры военных трибуналов фронтов (флотов). Эти изменения были связаны с грубыми судебными ошибками, которые в основном сводились к чрезмерно суровым мерам наказания, особенно при назначении высшей меры наказания (1942 г.)

Приведены данные с учетом или без учета этих изменений неизвестно. Из оставшихся в силе приговоров исполнение этих самых приговоров было отсрочено "Во втором полугодии 1941 г. отсрочка была применена к 70% осужденных к лишению свободы, в 1942 г. - к 79%, в 1943 г. - к 84%". Правда вряд ли она применялась к приговоренным к ВМН.

У меня большая просьба к читателям не оскорблять друг друга в комментариях невзирая на свое мнение по этому вопросу.