Большинству взрослых совершенно понятно, что ставить цели и достигать их очень важно. Для детей же целеполагание совершенно не очевидно, особенно в школе.
Зачем они решают какие-то примеры на математике или изучают животных тундры на географии большинство вряд ли ответит. Школьники просто сидят на уроках и ждут окончания очередного учебного дня.
Учителя и родители могут хоть как-то оценить прогресс ребенка по контрольным, тестам или экзаменам. Для детей же пятерка или похвала взрослого практически ничего не значат.
Как развить осознанность у школьника? Что поможет понять, чем ты занят и зачем это нужно?
Цель должна быть понятной для ребенка
Перейти в 7-й класс или стать отличником - довольно абстрактное для школьника понятие. С достижением такой цели почти ничего не изменится, поэтому и смысла особо напрягаться нет.
Родители должны помочь выделить конкретную образовательную цель и не смешивать ее с оценками учителей. Например, изучение планов и карт в географии уж точно пригодится любому: в поездках по своему району, городу или дальних путешествиях.
Объясняйте ребенку, на каком этапе по достижению цели он находится в данный момент
Серьезные цели лучше разбивать на несколько этапов. А чтобы показать важность последовательного изучения, можно провести аналогию с компьютерными играми (чтобы получить доспехи, нужно сначала добыть руду, построить кузницу, потом изготовить доспехи).
Многим детям удобнее воспринимать информацию наглядно. Нарисуйте ментальную карту или карту достижений, отметьте конечную цель и промежуточные и установите последовательность. Можно отмечать прогресс по ходу изучения материала.
Обратная связь для ребенка обязательна
Старайтесь не использовать для этого обычные отметки. Лучше сравните прогресс - “у тебя теперь на три ошибки меньше, чем неделю назад!”. Используйте “взрослые” приемы: нарисуйте шкалу достижений, оперируйте процентами и пр.
Старайтесь просто поддерживать детское любопытство. Если папа с мамой вечером спорят, какой океан глубже, тогда и ребенок обязательно заинтересуется.