Найти в Дзене
Европейский диалог

80/60/20. Как менялось мнение россиян о ЕС и почему

Было время, когда к ЕС хорошо относились 80% россиян, сегодня их вдвое меньше. Как менялось это отношение и почему? (внимание - много графиков)

ПЕРИОД НАДЕЖД

Отношения России и ЕС с 2000 года можно разделить на 4 периода. Первый период — первый срок Путина, с 2000 по 2004 год, был периодом надежд и стремлений. Принятая в тот момент Стратегия развития отношений России с ЕС на среднесрочную перспективу (2000-2010) сигнализировала, что Россия видит совместное будущее весьма оптимистично. Это выразил и Путин в своей речи в Германии в 2001 году: он не только подчеркнул единство культур, но и выразил симпатию к процессу интеграции ЕС.

-2

ЕС стремился ответить взаимностью, хотя изначально честно заявлял, что Россия слишком большая, чтобы стать страной-членом союза. Готовясь к расширению на восток, ЕС разработал новую политику соседства, которую также хотел предложить и России, но Россия не хотела, чтобы с ней обращались как с одним из соседей меньшего размера. Тогда Россия и ЕС разработали 4 общих пространства, то есть сферы, где они намеривались углубить сотрудничество на основе общих ценностей и интересов:

1) Экономическое пространство;

2) Пространство свободы, безопасности и правосудия;

3) Пространство внешней безопасности;

4) И пространство исследований и образования.

Источник
Источник

Согласно опросам Левада центра, публичное мнение отражало направление политического курса: около 80 % россиян отвечали, что относятся к ЕС хорошо, а отношения с ЕС оценивали, как дружественные или нормальные. Видели себя граждане России и внутри союза в будущем: около 60% считали, что Россия должна стремиться к вступлению в ЕС.

Источник
Источник

ПЕРИОД РАЗОЧАРОВАНИЙ

Затем наступил период взаимного разочарования с 2004 по 2008 год. Накопилось много разногласий: расширение ЕС, энергетический вопрос, статус Косово, недемократические политические шаги в России и т.д. Один из моментов активного противостояния произошел, когда Россия запретила импорт мяса из Польши, а Польша в ответ заблокировала переговоры по новому соглашению ЕС с Россией. Взаимное отделение не позволило реализовать установленные ранее договоренности, как 4 общих пространства. Кремль считал, что ЕС недостаточно понимает и поддерживает Россию, Путин начал отказываться от идеи, что Россия и ЕС разделяют одни и те же ценности. Период характеризовался не столько ярким конфликтом, сколько застоем и осознанием, что глубокая интеграция ЕС и России невозможна, вместе с этим и общественное мнение в России плавно опускалось вниз: к 2008 году хорошо о ЕС думали 60-70% населения, согласно опросам Левада центра,

Источник
Источник

ФИНАЛЬНАЯ ПОПЫТКА

С 2008 по 2012 год была сделана финальная попытка выстроить партнерство. Кооперация с ЕС снова усилилась, к примеру с каждой страной ЕС было установлено сотрудничество по модернизации с детальной повесткой. Партнёрство в сфере экономики и законодательства было поставлено в приоритет, а сложные вопросы ценностей отодвинуты на второй план. Однако о более глубокой институциональной интеграции договориться не удавалось. Россия чувствовала, что ей не дают статуса, которого она заслуживает, и что ее интересы систематически не учитываются, а ЕС не мог назвать Россию надёжным стратегическим партнером и хотел видеть конкретные результаты.

Уровень поддержки оставался примерно на том же уровне. Единственная резкая перемена произошла в самом начале срока Медведева. В 2008 году отношения ЕС и России были омрачены первым серьезным вызовом — войной с Грузией. В этот момент общественная поддержка ЕС резко падает до 45%. Однако конфликт был быстро разрешен, отношения с Западом восстановлены и уже в 2009 60% сново думало о ЕС хорошо и рост сохранялся.

Источник
Источник

Обе стороны все еще считали друг друга ключевыми партнерами и даже видели потенциал, по крайней мере на словах. Поэтому и Германия оставалась в пятерке наиболее близких друзей/союзников России, согласно опросам общественного мнения Левада центра. Однако разрастание новых инструментов не могло обеспечить прогресс, а только маскировало негативную траекторию развития отношений ЕС и России.

Источник
Источник

ПЕРИОД ПРОТИВОСТОЯНИЯ

Украинский кризис стал кульминацией развития негативных трендов в отношениях ЕС-России. Последовавшие за этим антироссийские санкции и антизападная пропаганда привели к резкой смене общественного настроения: если в 2013 году примерно 20% россиян относились к ЕС плохо, то в конце 2014 только 20% относились к ЕС хорошо, согласно опросам Левада центра. Похожие тенденции наблюдались в отношении к США и Украине.

Источник
Источник
Источник
Источник

Россияне перестали считать себя Европой: в 2008 году 56% населения были согласны, что Россия — европейская страна, а в 2015 только 32%. Кроме того, отношения между ЕС и Россией стали оценивать как враждебные.

Источник
Источник
Источник
Источник

В 2017 года произошло заметное потепление в отношении к ЕС. Доля россиян, которые хорошо относятся к Европейскому союзу, увеличилась за год с 27% до 38%, а число тех, кто согласен, что Россия — европейская страна, увеличилось на 12% с 2015 года. Директор «Левада-центра» Лев Гудков объяснил это тем, что «ослабла интенсивность антизападной пропаганды на федеральных телеканалах. Россия оказалась в изоляции, международный имидж понес ущерб. Пропаганда снизила градус, и это сразу скорректировало взгляд людей». Политолог Аббас Галлямов назвал потепление в отношениях естественным: «Негатив последних лет носил достаточно искусственный характер. А искусственно держать ситуацию бесконечно долго нельзя».

С 2017 года с переменным успехом продолжается позитивная динамика. На графике отмечена точка, где в первые с 2014 года больший процент людей ответил, что относится к ЕС хорошо. Опрос проводился в июле 2018 года, сразу через несколько дней после встречи Дональда Трампа с Владимиром Путиным в Хельсинки и финала чемпионата мира по футболу в России. Повлиял и транслируемый образ в СМИ, как объясняет Денис Волков: «Власть пыталась подготовить почву для переговоров, и риторика была не такая острая и резкая, как всегда».

Источник
Источник

Последний опрос Левада центра был в мае 2019, и в этот момент негативное отношение опять превалировало над позитивным: 38% россиян относятся к ЕС хорошо, 44% плохо. Это показывает, что, хотя Крымский консенсус позади, мы все еще далеко от показателей 2000ых. Но есть и хорошая новость — негативное отношение к ЕС не заложено в ДНК, оно динамично и зависит от политической ситуации.