В VIII веке хазары приняли в качестве государственной религии иудаизм и начали силой навязывать эту религию другим народам, в том числе и жителям Донской Руси. Как это происходило и к чему привело - рассказывается в этой статье. Кроме того, здесь содержатся сведения необходимые для понимания событий, информация о которых будет изложена в последующих статьях.
Хазарский каганат - средневековое государство, возникшее в первой половине VII века почти одновременно с возникновением Великой Болгарии. Свою страну хазары называли Каганатом по титулу правителя. В короткое время хазары подчинили себе народы Северного Кавказа. После развала Великой Болгарии ими были подчинены булгары и все народы, находившиеся в их власти. Столицей Хазарского каганата был вначале город Беленджер, находившийся на Северном Кавказе, на территории современного Дагестана. После нескольких неудачных войн с арабами столица была перенесена в город Итиль, в дельту реки Волга. Здесь на одном из островов находилась резиденция кагана. Каган не имел светской власти. Он царствовал, но не управлял страной. Всю полноту светской власти имел бек-малик, который был вторым лицом государства. Каган имел право сместить с должности бек-малика. Бек малик мог убить кагана по решению народного собрания.
Братья и сестры кагана, его мать, дети и ближайшие родственники считались семьей кагана и летом жили в городе, в отведенном для семьи кагана квартале. На летний период семья кагана выезжала в степь, в семейное кочевье кагана, начинавшееся неподалеку от Итиля. Западная граница кочевья проходила по реке Дон, где в IX веке был построен город Саркел, а восточная - по правому берегу Волги, немного южнее современного города Волгограда. Дворцы и семейное кочевье были коллективной собственностью семьи кагана. Не царствующие члены семьи могли занимать руководящие должности в каганате, а могли не занимать. Отсутствующий член семьи мог в любой момент вернуться в семейное владение и жить там. Каганом становился один из сыновей кагана, прошедший специальный обряд. Он имел множество жен. Князь или вождь каждого племени, подчиненный хазарам, был обязан отдать в жены кагану свою дочь. Каган своих дочерей отдавал в жены своим князьям. Поэтому все правители Каганата находились в родственных отношениях с семейством кагана и друг с другом. Сыновья кагана имели несколько имен. До совершеннолетия сына называли по национальности матери. Известны имена Авар, Урус, Угр (Игорь) и другие. После достижения совершеннолетия отец давал сыну другое имя. Если отец погибал или умирал не дожив до совершеннолетия сына, то его имя не изменялось. При возведении на трон давалось третье имя.
Во второй половине VIII века в Хазарском каганате произошли события, оказавшие существенное влияние на судьбы народов, входивших в его состав. Начало им положило принятие иудаизма как государственной религии. Одна из особенностей иудаизма заключается в том, что это узко национальная религия. Только евреи могли исповедывать эту религию. Евреем считался тот, чей матерью была еврейка. Жрецам понадобилось приложить много стараний, чтобы доказать еврейское происхождение кагана и его семейства. Большинство же населения и даже часть родственников кагана не были признаны евреями. В результате религиозной реформы к власти пришли люди, которые занимались теми видами деятельности, которыми занимаются лица еврейской национальности: ростовщичество, торговля, спекуляции. Встав во главе государства они увидели прекрасную возможность обогащения. В короткое время была изменена система налогообложения. Если раньше налоги можно было платить натуральной продукцией и ремесленными изделиями, то при новой власти налоги платились только серебряной монетой. Чтобы получить монеты земледелец или ремесленник должен был продать свою продукцию за деньги. Легко сказать, да трудно сделать: большая часть каганата обходилась без серебряных денег, используя в качестве денег беличьи шкурки. Чтобы продать продукцию за деньги её необходимо было везти на рынки, где в обращении были серебряные монеты. Такие рынки имелись в восточных странах (Хорезме) и в Византии. На торговых путях новая администрация поставила таможенные посты, собиравшие торговые пошлины. Размер пошлины - десятая доля стоимости товаров. Вследствие изменения формы уплаты налоги значительно выросли. Дело в том, что натуральные платежи имеют верхний предел: они ограничены уровнем потребления кагана, его чиновников, войска и т.д. Что касается денег, то они не имеют верхнего предела, т.к. серебряные деньги могут храниться не портясь длительное время и накапливаться в неограниченных размерах.
Русы, как и другие жители не остались в стороне от изменений, происходивших в Каганате. Их купцы и раньше возили товары в Итиль и в восточные страны. Но теперь, при новой власти, возить надо было больше и чаще. Чем же торговали русы? Археологические исследования позволили определить, что у русов было очень хорошо развито ремесленное производство. Были установлены ремесленные центры, изготавливающие изделия для массовой продажи. Это Ютановский, Дмитриевский, Мохначский, Сухо-Гомольшанский и Кабановский ремесленные центры*. При производстве изделий из черного металла русские мастера использовали способ пакетных заготовок - наиболее прогрессивный для того времени способ. Пакетная заготовка - это металлическая заготовка, предназначенная для изготовления заранее определенного предмета. Металл, полуфабрикаты из металла и готовые металлические изделия были главными видами продукции, которая шла на экспорт. Другими видами продукции, шедшими на экспорт, были изделия из лощеной керамики, меха, шкуры животных и изделия из кожи. И, наконец, еще одним товаром были рабы. Одним из источником рабов были пленники, захваченные во время пиратских набегов, во время которых захватывались мужчины, женщины и дети. Другим источником были товарообменные операции. Особым товаром были молодые девушки, торговля которыми у степных народов в те времена была обычным явлением: чтобы купить приданое старшей сестре -продавали младшую, чтобы купить оружие и снаряжение сыну - продавали его сестру.
Другой особенностью иудаизма является нетерпимость к другим религиям. По этой причине в хазарском обществе возникли противоречия, приведшие к гражданской войне на религиозной основе. Первоначально война велась между членами семьи кагана, но вели её подданные кагана. Пока новую религию принимал каган, его окружение и хазары Итиля другие народы, входившие в каганат, относились к этому равнодушно. Но, когда иудаисты начали разрушать храмы, рубить священные деревья и осквернять священные источники воды, народ вначале возмутился, затем начал препятствовать поруганию святынь. После нескольких стычек с участием войск люди взялись за оружие. Первыми восстали народы Северного Кавказа**.
*Здесь указаны современные названия городищ.
**О вооруженной борьбе язычников с иудаистами рассказывается в следующей статье.